Психологическое занятие №6

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «Самопознание»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 

    Цель: формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие

   Задачи:

- овладение навыками практического самопознания;

- развитие личностно значимых качеств: эмпатии, критичности и гибкости установок.

Упражнение «Приветствие»

Цель: включение участников в групповое взаимодействие, создание теплой атмосферы в группе.

Ход упражнения: Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Обсуждение: приятно ли было слушать комплимент в свой адрес? Сложно было сделать комплимент?

Упражнение «Письмо себе»

Цель: понять себя, познать свое  «Я»

Ход упражнения: сейчас я предлагаю вам написать письмо самому близкому человеку! Кто этот самый близкий человек? Конечно это вы сами. Напишите письмо себе любимому.

Обсуждение: Что вы чувствовали при написании письма? Что вы хотели отразить в письме?

Упражнение «Розовый куст»

Цель:  это упражнение  ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Введение

- С древних времен и на Востоке и на Западе определенные цветы считались символами Высшего человеческого "Я". В Китае таким цветком был «Золотой цветок", в Индии и на Тибете — лотос, в Европе и Персии — роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «веч­ная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изобра­женная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно Высшее «Я» символизируется уже распустив­шимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и про­буждать силу. Но еше более стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка — раз­витие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и рас­крытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящее изнутри человека, которое велит ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила и есть то средство, которое полностью высво­бождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего Высшего «Я».

Ход упражнения:

1. Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с большим количеством цветов и нераспустившихся бутонов... Теперь переведите свое внимание на один из бутонов. Он еще совсем закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом его верху уже заме­тен розовый кончик. Полностью сосредоточьте свое внимание на этом образе, держите его в центре вашего осознавания.

3. Теперь очень медленно зеленая чашечка начинает раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чаше листиков, которые постепенно отходя друг от друга, загибаются книзу, открывая розовые лепестки, которые все еще остаются закрытыми. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

4. Теперь уже и лепестки тоже начинают раскрываться медленно разворачиваясь до тех пор, пока не превращаются в полностью расцветший цветок... Постарайтесь почувствовать как пахнет эта роза, ощутите ее характерный, только ей одной присущий аромат.

5. Теперь представьте себе, что на розу упал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет... В течение некоторого времени продолжайте удерживать в центре своего внимания розу, ос­вещенную солнцем.

6. Загляните в самую сердцевину цветка. Вы увидите как там появляется лицо мудрого существа. Оно преисполнено понимания и любви к вам.

7. Поговорите с ним о том, что для вас является важным в данный момент жизни. Не стесняясь спросите о том, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. (Здесь даже можно прерваться и записать то, что вы узнаете. Попытайтесь развить и углубить те откровения, которые были вам даны).

8. Теперь отождествите себя с розой. Представьте себе. что вы стали этой розой или же вобрали в себя весь этот цветок... Осознайте, что роза и мудрое существо всегда с вами и что вы в любое время можете обратиться к ним и восполь­зоваться какими-то их качествами. Символически — вы и есть эта роза, этот цветок. Та же сила, которая вдыхает жизнь во Вселенную и создала розу, дает вам возможность развить в себе вашу самую заветную сущность и все, что из нее исходит.

Обсуждение: Что вы узнали о своем вопросе или проблеме? Как вам это поможет в дальнейшей вашей жизни?

 

Упражнение «Комиссионный магазин»

Цель: формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики

Ход упражнения: Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные.  Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

Обсуждение:  Что вызывало трудности? Легко ли было обмениваться своими качествами?

Упражнение «Я - реальное и Я - идеальное»

Цель: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку. 

Ход упражнения: участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я - реальное и Я -идеальное. Дается 10-15 минут.

   Обсуждение: Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное? Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?

Упражнение «Я такой, какой я есть»

Цель: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. 

Ход упражнения: Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.

Обсуждение: Какие трудности возникали в процессе выполнения упражнения? Какие эмоции вы испытывали, когда обсуждался ваш рисунок?

 

Упражнение «Чемодан в дорогу»

 

Цель: сформировать полную картину своего «Я».

Ход упражнения: Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Обсуждение: Что вызывало трудности? С чем вы согласны, с чем не согласны? Что было сложнее называть положительные или отрицательные качества?

  Рефлексия:

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Как вы думаете, на что вам стоит обратить внимание?

- Помогло ли как то, вам наше занятие, открыться перед собой? Если да, то в чем именно?

- Хотели ли вы что –то в себе изменить?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец:  Молодцы ребята, сегодня мы узнали больше о себе, своих качествах. Я уверена это пригодится вам в дальнейшем.  До завтра! Похлопаем друг другу!