Программа элективного курса «Психология и выбор профессии»
для обучающихся 11 класса на 2016-2017 уч.гг
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Составлено педагогом-психологом
Паскал Викторией Викторовной
Рассмотрено и согласовано на заседании
Методобъединения гуманитарного цикла
Протокол № __ от «___» ноября 2016 г.
Руководитель ______________________
п. Усть-Нера, 2016 г.
Программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для обучающихся 11 класса
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Цели: подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с научными основами профессионального самоопределения;
- повысить профессиональную грамотность обучающихся;
- сформировать у обучающихся профессиональную направленность;
- сформировать потребности у обучающихся в профессиональном самосовершенствовании;
- развивать у обучающихся умение анализировать профессии и профессиональную деятельность;
- помогать обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности.
Основания для разработки программы
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
- Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
- Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
Алгоритм реализации программы:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать, утвердить программу по профориентации обучающихся.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психологического воздействия.
- Обогащать содержание профпросвещения.
- Разработать методические рекомендации, памятки по профориентации.
- Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Проанализировать профессиональный выбор выпускниками.
- Обобщить результаты профориентации.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Основные принципы программы:
- доверительный стиль общения с обучающимися;
- персонификация высказываний;
- искренность в общении;
- определение сильных сторон личности каждого участника;
- активное участие в происходящем;
- постоянный самоанализ (рефлексия).
Форма реализации программы: опросы, тесты, тренинги, лекции, мозговые штурмы, ролевые игры; специально подобранные упражнения, включающие соревнования, совместную работу при решении проблемы; беседы, дискуссии, консультации и др.
Руководитель учреждения апробирования программы директор МБОУ «Усть-Нерская
гимназия» Бахарева Наталья Владимировна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17
Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru; unergymn@mail.ru
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики:
№ |
Методики, тесты |
Исследуемая функция |
|
Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
мотивационная направленность личности на избегание неудач |
|
Методика «Пословицы» (С.М. Петрова)
|
уровень нравственной воспитанности учащихся, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
|
Тест Голланда |
определение направленности личности |
|
Тест «Карта интересов» |
направленность интересов |
|
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
притязания, самооценка |
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Общее количество участников программы - 22 человека
Сроки реализации программы с 01.12.16 г. по 31.05.17 г.
Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется
директором школы Бахаревой Н.Ю. зам. директором по УР Рыльченко Л.В.
Ожидаемый результат
В результате изучения обучающиеся должны:
- знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
- уметь анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческие проекты на тему «Мой выбор»;
- иметь представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
Актуальность программы
Анализ проблематики развития рыночных отношений в России позволяет констатировать, что социально-экономические изменения влекут за собой ряд взаимосвязанных тенденций: обострение опасности потери уникальности каждого человека, невозможность человека эффективно усвоить большие потоки информации в обществе, изменение требований к специалистам, профессионалам и др.
Профессиональное сопровождение обучающихся рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Целью профессионального сопровождения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и др.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.
В условиях обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору будущей профессии.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Теоретическое обоснование
Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков.
Профессиональное самоопределение личности, процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный.
Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что в последние годы разработка теоретических и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориентации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.); научное обоснование теоретических и методических основ профессионального консультирования молодежи, создание банка профессио-карт (Е.А. Климов); разработка системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков).
В трудах отечественных ученых феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах:
1. Профессиональное самоопределение, как часть профессионального развития субъекта труда, являющегося важнейшим его проявлением и представляющего собой самостоятельное, осознанное построение своего профессионального развития, которое проявляется в многогранных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на разных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова – Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, Д.А.Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина);
2. Профессиональное самоопределение рассматривается как идентичность человека с профессиональной ролью, при этом оно является одним из этапов онтогенетического развития человека и становления его личной идентичности (А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, Л.Б. Шнейдер).
Таким образом, в связи с постоянно изменяющимися условия рынка профессии, одной из важнейших задач школы для детей должна стать подготовка подрастающего поколения к сознательному труду.
Пояснительная записка
Умение анализировать профессиональную деятельность, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор является одной из ключевых компетенций выпускника. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Данная программа рассчитана на 22 часа, т.е. 1 час в неделю и предназначена для работы с обучающимися 11 класса.
Программа курса «Психология и выбор профессии» основывается на учебно-методическом пособии Г.В. Резапкиной «Я и моя будущая профессия» и на программе С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя профессиональная карьера»; дополнена психологическими тестами.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по отдельным вопросам в рамках тем и разделов программы. Курс завершается итоговым проектом. При этом к зачету обучающийся должен представить отчет, продемонстрировать знания по схеме анализа профессии, показать способы выхода на рынок труда.
Учебно-тематический план
11 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Практика |
Теория |
Всего |
||
|
Раздел I. Образ «Я» |
|
|
|
|
Вводное занятие . Кто я? Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
1 |
1 |
2 |
|
Тест «Пословицы» (С.М. Петрова) |
1 |
|
1 |
|
Темперамент и профессия .Что я знаю о своих возможностях. Тест Голланда |
1 |
|
1 |
|
Способности общие и специальные. Тест «Карта интересов» |
1 |
|
1 |
|
Чувства и эмоции. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
1 |
|
1 |
|
Определения типа мышления |
1 |
|
1 |
|
Раздел II. Мир профессий |
|
|
|
|
Профессия и здоровье |
|
1 |
1 |
|
Профессионально важные качества |
|
1 |
1 |
|
Способности к интеллектуальным видам деятельности |
1 |
|
1 |
|
Способности к профессиям социального типа |
1 |
|
1 |
|
Способности к офисным видам деятельности |
1 |
|
1 |
|
Способность к предпринимательской деятельности |
1 |
|
1 |
|
Эстетические способности |
1 |
|
1 |
|
Уровни профессиональной пригодности. Способности и профессиональная пригодность |
|
1 |
1 |
|
Ценности и смыслы приобретения профессии |
|
1 |
1 |
|
Раздел III. Профессиональный выбор |
|
|
|
|
Определение типа будущей профессии. Профессиональные интересы и склонности |
1 |
|
1 |
|
Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии |
1 |
|
1 |
|
Устраиваюсь на работу. Современный рынок труда |
|
1 |
1 |
|
Планирование профессиональной карьеры. Карта моей жизни |
1 |
|
1 |
|
Защита проектов «Мой выбор». Итоговое занятие |
2 |
|
2 |
|
ИТОГО |
16 |
6 |
22 |
Cодержание программы элективного курса:
11 класс
№ уроков |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема психологического занятия |
Методики и задания |
Кол-во часов |
Раздел I. Образ «Я» |
|||||
1,2 |
02.12.2016 09.12 |
|
Кто я? Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
Самопрезентация |
2 |
Самый - самый |
|||||
3 |
16.12 |
|
Определение уровня нравственной воспитанности учащихся |
Тест «Пословицы» (С.М. Петрова) |
1 |
4 |
23.12 |
|
Темперамент и профессия. Что я знаю о своих возможностях. Тест Голланда |
Признаки профессии |
1 |
Темперамент и свойства |
|||||
Определение темперамента |
|||||
5 |
20.01.2017 |
|
Способности общие и специальные. Тест «Карта интересов» |
Круг чтения |
1 |
Ничего не трогай |
|||||
Фрагмент |
|||||
6 |
27.01 |
|
Чувства и эмоции. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
Волна |
1 |
Обратная связь |
|||||
7 |
03.02 |
Определения типа мышления |
Характеристика |
1 |
|
Мой тип мышления |
|||||
Раздел II. Мир профессий |
|||||
8 |
10.02 |
|
Профессия и здоровье |
Презентация |
1 |
Пригодность |
|||||
9 |
17.02 |
|
Профессионально важные качества |
Молчание – знак согласия |
1 |
10 |
24.02 |
Способности к интеллектуальным видам деятельности |
Классификация |
1 |
|
Обобщение |
|||||
11 |
02.03 |
|
Способности к профессиям социального типа |
Конфликт |
1 |
Ситуации |
|||||
12 |
09.03 |
Способности к офисным видам деятельности |
Атрибуты |
1 |
|
Клавиатура |
|||||
13 |
16.03 |
|
Способность к предпринимательской деятельности |
Я - руководитель |
1 |
Круг чтения |
|||||
Акулы и дельфины |
|||||
14 |
23.03 |
|
Эстетические способности |
Мой талант |
1 |
Мыслитель и художник |
|||||
15
|
06.04 |
|
Уровни профессиональной пригодности. Способности и профессиональная пригодность |
Соответствие |
1 |
Преодоление |
|||||
Мотивы |
|||||
16 |
13.04 |
Ценности и смыслы приобретения профессии |
Для чего мне работать? |
1 |
|
Руанский собор |
|||||
Раздел III. Профессиональный выбор |
|||||
17 |
20.04 |
|
Определение типа будущей профессии. Профессиональные интересы и склонности |
По горячим следам |
1 |
Профиль |
|||||
18 |
27.04 |
Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии |
Потребности |
1 |
|
Ищу работу |
|||||
19 |
04.05 |
|
Устраиваюсь на работу. Современный рынок труда |
Биржа |
1 |
Схема поиска |
|||||
20 |
11.05 |
|
Планирование профессиональной карьеры. Карта моей жизни |
Машина времени |
1 |
За и против |
|||||
21, 22 |
18.05 25.05 |
|
Защита проектов «Мой выбор» |
Особенности |
2 |
Итого: 22 часа |
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
Учащиеся должны знать:
· социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;
· возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;
· правила выбора профессии;
· понятие о профессиях, специальностях, должностях;
· способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
· определение понятия «личный профессиональный план»;
· роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
- анализировать профессиограммы;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
- выполнять и защищать творческий проект «Выбор профессии».
· обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
· называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
Учащиеся должны иметь представление:
· о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
· о современных формах организации труда;
· о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях;
· о предпринимательстве;
· о рынке труда.
Список литературы, использованной при разработке программы элективного курса:
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер,2005.
- Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007.
- Климов А. Е. Развивающийся человек в мире профессий – Обнинск: «Принтер», 1993.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
- Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. Пособие для 8-11 классов общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ / З. Рахматуллина, О. Дубовова // Социальное обеспечение. - 2006. - N 3.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессионаграммы.2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9 – 11 класс). практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов» / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. – М., ВАКО, 2005.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.
- Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха / С.Н. Чистякова. - М., 2003.
- Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников — М.: Глобус, 2006.
- Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006.
Список литературы для учащихся:
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
- Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным: Кн. для учащихся ст. кл. – М.: Просвещение, 1996.
- Горбунова, М. В. 333 современные профессии и специальности: Горбунова, Е. В. Кирилюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.
Программу составила
педагог-психолог: В.В. Паскал