Программа элективного курса «Психология и выбор профессии»

для обучающихся 11 класса на 2016-2017 уч.гг

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

 

Составлено педагогом-психологом

  Паскал Викторией Викторовной

 

 

 

Рассмотрено и согласовано на заседании

Методобъединения гуманитарного цикла

Протокол № __ от «___» ноября 2016 г.

Руководитель  ______________________

 

п. Усть-Нера, 2016 г.      

Программа элективного курса «Психология и выбор профессии» для обучающихся 11 класса

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

    Цели: подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

Задачи:

  • познакомить обучающихся  с научными основами профессионального самоопределения;
  • повысить профессиональную грамотность обучающихся;
  • сформировать у обучающихся профессиональную направленность;
  • сформировать потребности у обучающихся в профессиональном самосовершенствовании;
  • развивать у обучающихся умение анализировать профессии и профессиональную деятельность;
  • помогать обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности.

 

Основания для разработки программы

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
  • Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
  • Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов — М.: Генезис, 2005. — 208 с.

 

Алгоритм реализации программы:

I этап: проектный 

Цель: подготовка условий профориентационной работы.      

Задачи:

  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, утвердить программу по профориентации обучающихся.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

 II этап: практический  

 Цель: реализация программы по профориентации.

 Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психологического воздействия.
  • Обогащать содержание профпросвещения.
  • Разработать методические рекомендации, памятки по профориентации.
  • Проводить мониторинг реализации программы.

 

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Проанализировать профессиональный выбор выпускниками.
  • Обобщить результаты профориентации.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.

 

Основные принципы программы:

  • доверительный стиль общения с обучающимися;
  • персонификация высказываний;
  • искренность в общении;
  • определение сильных сторон личности каждого участника;
  • активное участие в происходящем;
  • постоянный самоанализ (рефлексия).

 

Форма реализации программы: опросы, тесты, тренинги, лекции, мозговые штурмы, ролевые игры; специально подобранные упражнения, включающие соревнования, совместную работу при решении проблемы; беседы, дискуссии, консультации и др.

Руководитель учреждения апробирования программы  директор МБОУ «Усть-Нерская     

                                                                                 гимназия» Бахарева Наталья Владимировна

 

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17

 

Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru;  unergymn@mail.ru

 

Длительность программы 1 год

 

Программа реализуется на основе психодиагностики:

 

           Методики, тесты

    Исследуемая функция

  1. 1

Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

мотивационная направленность личности на избегание неудач

  1. 2

Методика «Пословицы»

(С.М. Петрова)

 

уровень нравственной воспитанности учащихся, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

  1. 3

Тест  Голланда

определение направленности личности

  1. 4

Тест «Карта интересов»

направленность интересов

  1. 5

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

притязания, самооценка

 

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна  

 

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей

 

Общее количество участников программы  - 22 человека

 

Сроки реализации программы  с 01.12.16  г. по 31.05.17 г.

 

Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется                                 

                             директором школы Бахаревой Н.Ю. зам. директором по УР Рыльченко Л.В.

 

Ожидаемый результат

В результате изучения обучающиеся должны:

  • знать социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;
  • уметь  анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческие проекты на тему «Мой выбор»;
  • иметь представление  о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

 

Актуальность программы

    Анализ проблематики развития рыночных отношений в России позволяет констатировать, что социально-экономические изменения влекут за собой ряд взаимосвязанных тенденций: обострение опасности потери уникальности каждо­го человека, невозможность человека эффективно усвоить большие потоки ин­формации в обществе, изменение требований к специалистам,  профессионалам и др.

    Профессиональное сопровождение обучающихся рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

   Целью профессионального сопровождения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и др.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

    В условиях обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится  подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору будущей профессии.

    Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

Теоретическое обоснование

    Современная ситуация развития общества и многочисленные исследования в области педагогики и образования убедительно свидетельствуют о том, что сегодня необходимо предоставление человеку такого образования, который позволит впоследствии, в связи с непредвиденно изменяющимися обстоятельствами социума, быстро и мобильно избрать стратегию жизненной карьеры, самостоятельно и осознанно определив наиболее актуальные приоритеты. Реалии требуют, чтобы каждый обучающийся стал действительно участником практико-ориентированного познания, создателем и носителем профессионализма, его реализации в своей жизнедеятельности. С процессом образования тесно связана проблема самоопределения подростков.

    Профессиональное самоопределение личности, процесс более длительный, чем профессиональное обучение, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный.

   Анализ научных публикаций позволяет сделать вывод, что в последние годы разработка теоретических и практических проблем профессионального самоопределения и профориентации значительно активизировалась. Созданы системы профориентации, вооружающей школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; разработка диагностических методик изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д. Шадриков, Н.П. Воронин, Ю.М. Забродин и др.); научное обоснование теоретических и методических основ профессионального консультирования молодежи, создание банка профессио-карт (Е.А. Климов); разработка системного подхода к профориентации школьников (В.Ф. Сахаров, Н.К. Степаненков).

    В трудах отечественных ученых феномен профессионального самоопределения представлен в двух аспектах:

1. Профессиональное самоопределение, как часть профессионального развития субъекта труда, являющегося важнейшим его проявлением и представляющего собой самостоятельное, осознанное построение своего профессионального развития, которое проявляется в многогранных актах выбора и принятия решения, имеющих различное содержание на разных этапах профессионального становления (К.А. Абульханова – Славская, Е.И. Головаха, Е.А. Климов, Д.А.Леонтьев, А.К. Маркова, Л.М. Митина);

2. Профессиональное самоопределение рассматривается как идентичность человека с профессиональной ролью, при этом оно является одним из этапов онтогенетического развития человека и становления его личной идентичности (А.В. Мудрик, В.Ф. Сафин, Л.Б. Шнейдер).

    Таким образом, в связи с постоянно изменяющимися условия рынка профессии, одной из важнейших задач школы для детей  должна стать подготовка подрастающего поколения к сознательному труду.

 

Пояснительная записка

   Умение анализировать профессиональную деятельность, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор является одной из ключевых компетенций выпускника. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

    Данная программа  рассчитана  на  22 часа, т.е. 1 час в неделю  и  предназначена для работы  с обучающимися  11 класса.

    Программа курса «Психология и выбор профессии» основывается  на учебно-методическом  пособии Г.В. Резапкиной «Я и моя будущая профессия» и  на  программе С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя профессиональная карьера»; дополнена психологическими  тестами.

     Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по отдельным вопросам  в рамках тем и разделов программы. Курс завершается итоговым проектом. При этом к зачету обучающийся должен представить отчет, продемонстрировать знания по схеме анализа профессии, показать способы выхода на рынок труда.

                                                       Учебно-тематический план

11 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

 

Раздел I. Образ «Я»

 

 

 

  1.  

Вводное занятие . Кто я?  Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

1

1

2

  1.  

Тест «Пословицы»  (С.М. Петрова)

1

 

1

  1.  

Темперамент и профессия .Что я знаю о своих возможностях. Тест  Голланда

1

 

1

  1.  

Способности общие и специальные. Тест «Карта интересов»

1

 

1

  1.  

Чувства и эмоции. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

1

 

1

  1.  

Определения типа мышления

1

 

1

 

Раздел II. Мир профессий

 

 

 

  1.  

Профессия и здоровье

 

1

1

  1.  

Профессионально важные качества

 

1

1

  1.  

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

 

1

  1.  

Способности к профессиям социального типа

1

 

1

  1.  

Способности к офисным видам деятельности

1

 

1

  1.  

Способность к предпринимательской деятельности

1

 

1

  1.  

Эстетические способности

1

 

1

  1.  

Уровни профессиональной пригодности. Способности и профессиональная пригодность

 

1

1

  1.  

Ценности и смыслы приобретения профессии

 

1

1

 

  Раздел III. Профессиональный выбор

 

 

 

  1.  
Определение типа будущей профессии. Профессиональные интересы и склонности

1

 

1

  1.  
Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии

1

 

1

  1.  
Устраиваюсь на работу. Современный рынок труда

 

1

1

  1.  
Планирование профессиональной карьеры. Карта моей жизни

1

 

1

  1.  
Защита проектов «Мой выбор». Итоговое занятие

2

 

2

 

ИТОГО

16

6

22

 

Cодержание программы элективного курса:

11 класс

№ уроков

Дата

по плану

Дата по факту

Тема

психологического занятия

Методики и задания

Кол-во часов

Раздел I. Образ «Я»

1,2

02.12.2016

09.12

 

 Кто я?  Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Самопрезентация

2

Самый - самый

3

16.12

 

Определение уровня нравственной воспитанности учащихся

Тест «Пословицы»

(С.М. Петрова)

1

4

23.12

 

Темперамент и профессия. Что я знаю о своих возможностях. Тест  Голланда

Признаки профессии

1

Темперамент и свойства

Определение темперамента

5

20.01.2017

 

Способности общие и специальные. Тест «Карта интересов»

Круг чтения

1

Ничего не трогай

Фрагмент

6

27.01

 

Чувства и эмоции. Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

Волна

1

Обратная связь

7

03.02

 

Определения типа мышления

Характеристика

1

Мой тип мышления

Раздел II. Мир профессий

8

10.02

 

Профессия и здоровье

Презентация

1

Пригодность

9

17.02

 

Профессионально важные качества

Молчание – знак согласия

1

10

24.02

 

Способности к интеллектуальным видам деятельности

Классификация

1

Обобщение

11

02.03

 

Способности к профессиям социального типа

Конфликт

1

Ситуации

12

09.03

 

Способности к офисным видам деятельности

Атрибуты

1

Клавиатура

13

16.03

 

Способность к предпринимательской деятельности

Я - руководитель

1

Круг чтения

Акулы и дельфины

14

23.03

 

Эстетические способности

Мой талант

1

Мыслитель и художник

15

 

06.04

 

Уровни профессиональной пригодности. Способности и профессиональная пригодность

Соответствие

1

Преодоление

Мотивы

16

13.04

 

Ценности и смыслы приобретения профессии

Для чего мне работать?

1

Руанский собор

Раздел III. Профессиональный выбор

17

20.04

 

Определение типа будущей профессии. Профессиональные интересы и склонности

По горячим следам

1

Профиль

18

27.04

 
Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии

Потребности

1

Ищу работу

19

04.05

 

Устраиваюсь на работу. Современный рынок труда

Биржа

1

Схема поиска

20

11.05

 

Планирование профессиональной карьеры. Карта моей жизни

Машина времени

1

За и против

21, 22

18.05

25.05

 

Защита проектов «Мой выбор»

Особенности

2

Итого:   22 часа

 

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:

Учащиеся должны знать:

·     социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения;

·     возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

·     правила выбора профессии;

·     понятие о профессиях, специальностях, должностях;

·     способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии;

·      определение понятия «личный профессиональный план»;

·     роль профессионального самоопределения в жизни человека.

 

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать профессиональную деятельность по основным признакам;
  •  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • составлять план подготовки к профессиональному самоопределению;
  • анализировать профессиограммы;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства;
  • выполнять и защищать творческий проект «Выбор про­фессии».

·     обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

·     называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии

·     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

 

Учащиеся должны иметь представление:

·     о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

·     о современных формах организации труда;

·     о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях;

·     о предпринимательстве;

·     о рынке труда.

 

 

 

Список литературы, использованной при разработке программы элективного курса:

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер,2005.
  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007.
  6. Климов А. Е. Развивающийся человек в мире профессий – Обнинск: «Принтер», 1993.
  7. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
  9. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997
  10. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. Пособие для 8-11 классов общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
  11. Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ / З. Рахматуллина, О. Дубовова // Социальное обеспечение. - 2006. - N 3.
  12. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессионаграммы.2-е изд. СПб.:  Питер, 2006.
  13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
  14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002.
  15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.
  16. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9 – 11 класс). практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов» / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. – М., ВАКО, 2005.
  17. Самоукина Н.В. Карьера без стресса.– СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
  18. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.
  19. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха  / С.Н. Чистякова. - М., 2003.
  20. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников  —  М.: Глобус, 2006.
  21. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006.

 

Список литературы для учащихся:

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Тренируйте память: техника быстрого чтения. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным: Кн. для учащихся ст. кл. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Горбунова, М. В. 333 современные профессии и специальности: Горбунова, Е. В. Кирилюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  4. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.
  6. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.

 

 

 

            Программу составила

            педагог-психолог:                                                               В.В. Паскал