Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависят не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Наиболее оптимальный срок адаптации младшего школьника — 2-3 месяца. В этот период особенно важно «мягкое», бережное отношение к каждому ребенку как в школе, так и дома, создание постоянной ситуации успешности деятельности, демократический стиль общения, заинтересованность взрослых в каждом ребенке. Резкие замечания, постоянные реплики «неправильно», «не стараешься», «невнимателен» разрушают положительное отношение первоклассника к деятельности, снижают интерес к учебным занятиям. Особенно важно в адаптационный период дать возможность ребенку работать в свойственном ему темпе.

Благополучная адаптация ребенка к школьной жизни — залог его успешности и личностного благополучия.