Психологическая программа «Выбор профессии»
для обучающихся 9 классов на 2016-2017 уч.гг
в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Составлено педагогом-психологом Паскал Викторией Викторовной
п. Усть-Нера, 2016 г.
Психологическая программа «Выбор профессии» для обучающихся 9 классов
в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Цель: подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
- познакомить обучающихся с научными основами профессионального самоопределения;
- повысить профессиональную грамотность обучающихся;
- сформировать у обучающихся профессиональную направленность;
- сформировать потребности у обучающихся в профессиональном самосовершенствовании;
- развивать у обучающихся умение анализировать профессии и профессиональную деятельность;
- помогать обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности.
Основания для разработки программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
- Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
- Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.
Алгоритм реализации программы:
I этап: проектный
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать, утвердить программу по профориентации обучающихся.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психологического воздействия на обучающихся.
- Обогащать содержание профессионального просвещения.
- Разработать методические рекомендации, памятки по профориентации.
- Проводить мониторинг реализации программы.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Проанализировать профессиональный выбор выпускниками.
- Обобщить результаты профессиональной ориентации.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
Основные принципы программы:
- доверительный стиль общения с обучающимися;
- персонификация высказываний;
- искренность в общении;
- определение сильных сторон личности каждого участника;
- активное участие в происходящем;
- постоянный самоанализ (рефлексия).
Форма реализации программы: опросы, тесты, тренинги, лекции, мозговые штурмы, ролевые игры; специально подобранные упражнения, включающие соревнования, совместную работу при решении проблемы; беседы, дискуссии, консультации и др.
Руководитель учреждения апробирования программы директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17
Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru; unergymn@mail.ru
Длительность программы 1 год
Программа реализуется на основе психодиагностики:
№ |
Методики, тесты |
Исследуемая функция |
|
Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
мотивационная направленность личности на избегание неудач |
|
Методика «Пословицы» (С.М. Петрова)
|
уровень нравственной воспитанности учащихся, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе |
|
Тест Голланда |
определение направленности личности |
|
Тест «Карта интересов» |
направленность интересов |
|
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
притязания, самооценка |
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Общее количество участников программы - 26 человек
Сроки реализации программы с 01.12.16 г. по 31.05.17 г.
Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется директором школы Бахаревой Н.Ю.
Ожидаемый результат
В результате изучения обучающиеся должны:
- знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
- иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
- уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Актуальность программы
Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива является особо значимой.
Будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей, формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Актуальность психологической программы «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса определяется значимостью формирования осознания у подростков своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Теоретическое обоснование
Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др.
Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений , мотивов выбора профессии нашли отражение в работах В.Д.Витиныиа, М.В.Ретивых, В.Д.Си-
моненко, Б.А.Федоришина, М.А.Весны, А.Л.Михащенко и ряда других.
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление. При этом часто самореализацию, самоактуализацию связывают с трудовой деятельности, с работой, а именно – с нахождением смысла в своей работе.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Профессиональное самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка. Особая роль активности самоопределяющейся личности подчеркивалась в исследованиях К.А.Альбухановой-Славской, А.А.Вербицкой, Н.С.Пряжникова.
Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные времена, когда появляется «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения.
В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.
Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.
Данная программа рассчитана на 22 часа, т.е. 1 час в неделю и предназначена для работы с обучающимися 9 класса.
Программа курса «Выбор профессии» основывается на учебно-методическом пособии Г.В. Резапкиной «Я и моя будущая профессия» и на программе С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя профессиональная карьера» и дополнена психологическими тестами.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по отдельным вопросам в рамках тем и разделов программы. Курс завершается итоговым проектом.
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Практика |
Теория |
Всего |
||
|
Раздел I. Образ «Я» |
|
|
|
|
Вводное занятие . Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
1 |
1 |
2 |
|
Жизненные цели . Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
1 |
1 |
2 |
|
Понятие о темпераменте. Темперамент и выбор профессии. Тест Голланда |
1 |
1 |
2 |
|
Внимание и память |
|
1 |
1 |
|
Что такое характер? Достоинства и недостатки характера. Тест «Карта интересов» |
1 |
1 |
2 |
|
Самооценка и уровень притязаний . Методика «Пословицы» (С.М. Петрова) |
1 |
|
1 |
|
Раздел II. Мир профессий |
|
|
|
|
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации |
|
1 |
1 |
|
Профессии типа «человек — человек» |
1 |
|
1 |
|
Профессии типа «человек — природа» |
1 |
|
1 |
|
Профессии типа «человек — знаковая система» |
1 |
|
1 |
|
Профессии типа «человек – художественный образ» |
1 |
|
1 |
|
Профессии типа «человек — техника» |
1 |
|
1 |
|
Характеристика труда: характер, процесс, условия труда. Профессиональная пригодность. Влияние профессии на здоровье |
1 |
1 |
2 |
|
Раздел III. Профессиональный выбор |
|
|
|
|
Жизненный выбор. Что влияет на выбор профессии. Пути получения профессии |
|
1 |
1 |
|
Стратегия профессионального выбора. Состояние рынка труда |
1 |
|
1 |
|
Самоанализ готовности к профессиональному старту. Устраиваюсь на работу. Что такое карьера? |
1 |
|
1 |
|
Защита проектов «Выбор профессии». Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
ИТОГО |
14 |
8 |
22 |
Cодержание психологической программы «Выбор профессии»:
9 класс
№ уроков |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема психологического занятия |
Методики и задания |
Кол-во часов |
Раздел I. Образ «Я» |
|||||
1 2 |
02.12.2016 09.12 |
|
Вводное занятие. Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса |
Моя линия жизни |
2 |
Фантазия |
|||||
3 4 |
16.12 23.12 |
|
Жизненные цели |
Встреча |
2 |
Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна |
|||||
Стрела жизни |
|||||
Ассоциации |
|||||
5 6 |
20.01.2017 27.01 |
|
Понятие о темпераменте. Темперамент и выбор профессии |
Фигуры |
2 |
Тест Голланда |
|||||
Чувства |
|||||
7 |
03.02 |
|
Внимание и память |
Двойной счет |
1 |
Муха |
|||||
Как тренировать память |
|||||
8 9 |
10.02 17.02 |
|
Что такое характер? Достоинства и недостатки характера |
Проявление характера |
2 |
Тест «Карта интересов» |
|||||
Прилагательные |
|||||
10 |
24.02 |
|
Самооценка и уровень притязаний |
Самооценка |
1 |
«Пословицы» (С.М. Петрова) |
|||||
Самый - самый |
|||||
Раздел II. Мир профессий |
|||||
11 |
02.03 |
|
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации |
Аукцион |
1 |
Назови профессию |
|||||
12 |
09.03 |
|
Профессии типа «человек — человек» |
Список профессий |
1 |
Угадай правильно |
|||||
13 |
16.03 |
|
Профессии типа «человек — природа» |
Качества |
1 |
Назови больше |
|||||
14 |
23.03 |
|
Профессии типа «человек — знаковая система» |
Символы |
1 |
Объекты |
|||||
15 |
06.04 |
|
Профессии типа «человек – художественный образ» |
Нестандартные задачи |
1 |
Творчество |
|||||
16 |
13.04 |
Профессии типа «человек — техника» |
Изобретатели |
1 |
|
17 18 |
20.04 27.04 |
|
Характеристика труда: характер, процесс, условия труда. Профессиональная пригодность. Влияние профессии на здоровье |
Профессионально важные качества |
2 |
Требования к здоровью человека |
|||||
Мое здоровье |
|||||
Пригодность |
|||||
Раздел III. Профессиональный выбор |
|||||
19 |
04.05 |
|
Жизненный выбор |
Развилка |
1 |
Что влияет на выбор профессии. Пути получения профессии |
Уровни профессионального образования |
||||
Факторы влияния |
|||||
20 |
11.05 |
|
Стратегия профессионального выбора. Состояние рынка труда |
Мой выбор |
1 |
Карта интересов |
|||||
21 |
18.05 |
|
Самоанализ готовности к профессиональному старту |
Матрица выбора профессий |
1 |
Устраиваюсь на работу. Что такое карьера? |
Карьера и должность |
||||
Внутренняя оценка карьеры |
|||||
Ищу работу |
|||||
22 |
25.05 |
|
Защита проектов «Выбор профессии». Итоговое занятие |
Я сейчас |
1 |
Через 10 лет |
|||||
Итого: 22 часа |
В результате изучения элективного курса обучающиеся 9 класса должны:
знать: понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда; психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
иметь представления: о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Список литературы, использованной при разработке программы элективного курса
- Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер,2005.
- Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007.
- Климов А. Е. Развивающийся человек в мире профессий – Обнинск: «Принтер», 1993.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
- Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. Пособие для 8-11 классов общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
- Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ / З. Рахматуллина, О. Дубовова // Социальное обеспечение. - 2006. - N 3.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессионаграммы.2-е изд. СПб.: Питер, 2006.
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.
- Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9 – 11 класс). практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов» / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. – М., ВАКО, 2005.
- Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников — М.: Глобус, 2006.
- Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006.
Список литературы для обучающихся:
- Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 1995.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.
- Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.
Программу составила
педагог-психолог: В.В. Паскал