Психологическая программа «Выбор профессии»

для обучающихся 9 классов  на 2016-2017 уч.гг

в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

Составлено педагогом-психологом Паскал Викторией Викторовной

 

п. Усть-Нера, 2016 г.                                                                              
Психологическая программа «Выбор профессии» для обучающихся 9 классов 

в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

Цель: подготовить обучающихся к профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи:

  • познакомить обучающихся  с научными основами профессионального самоопределения;
  • повысить профессиональную грамотность обучающихся;
  • сформировать у обучающихся профессиональную направленность;
  • сформировать потребности у обучающихся в профессиональном самосовершенствовании;
  • развивать у обучающихся умение анализировать профессии и профессиональную деятельность;
  • помогать обучающимся раскрыть психологические особенности своей личности.

 

Основания для разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
  • Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
  • Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов — М.: Генезис, 2005. — 208 с.
  • Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8—9 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1998.

 

Алгоритм реализации программы:

I этап: проектный 

Цель: подготовка условий профориентационной работы.      

Задачи:

  • Изучить нормативную базу.
  • Разработать, утвердить программу по профориентации обучающихся.
  • Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации  программы.
  • Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

 

 II этап: практический  

 Цель: реализация программы по профориентации.

 Задачи:

  • Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психологического воздействия на обучающихся.
  • Обогащать содержание профессионального просвещения.
  • Разработать методические рекомендации, памятки по профориентации.
  • Проводить мониторинг реализации программы.

 

 

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • Проанализировать профессиональный выбор выпускниками.
  • Обобщить результаты профессиональной ориентации.
  • Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  • Спланировать работу на следующий период.

 

Основные принципы программы:

  • доверительный стиль общения с обучающимися;
  • персонификация высказываний;
  • искренность в общении;
  • определение сильных сторон личности каждого участника;
  • активное участие в происходящем;
  • постоянный самоанализ (рефлексия).
 

Форма реализации программы: опросы, тесты, тренинги, лекции, мозговые штурмы, ролевые игры; специально подобранные упражнения, включающие соревнования, совместную работу при решении проблемы; беседы, дискуссии, консультации и др.

 

Руководитель учреждения апробирования программы  директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна

 

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17

Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru;  unergymn@mail.ru

Длительность программы 1 год

 

Программа реализуется на основе психодиагностики:

 

           Методики, тесты

    Исследуемая функция

  1. 1

Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

мотивационная направленность личности на избегание неудач

  1. 2

Методика «Пословицы»

(С.М. Петрова)

 

уровень нравственной воспитанности учащихся, особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

  1. 3

Тест  Голланда

определение направленности личности

  1. 4

Тест «Карта интересов»

направленность интересов

  1. 5

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

притязания, самооценка

 

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна  

 

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей

 

Общее количество участников программы  - 26 человек

 

Сроки реализации программы  с 01.12.16  г. по 31.05.17 г.

 

Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется директором школы Бахаревой Н.Ю.

Ожидаемый результат

В результате изучения обучающиеся должны:

  • знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
  • иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
  •  уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

Актуальность программы

   Для успешного вхождения человека в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели общество предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
    Проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного развития их, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива является особо значимой.

    Будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей, формирования у школьников профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.

    Актуальность психологической программы «Выбор профессии» для обучающихся 9 класса определяется значимостью формирования осознания у подростков своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

 

Теоретическое обоснование

    Фундаментальные вопросы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки получили обоснование в трудах П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, В.А.Полякова, А.Д.Сазонова, М.Н.Скаткина, Н.Н.Чистякова, С.Н.Чистяковой и др.

    Проблемы формирования у школьников профессиональных интересов и намерений , мотивов выбора профессии нашли отражение в работах В.Д.Витиныиа, М.В.Ретивых, В.Д.Си-

моненко, Б.А.Федоришина, М.А.Весны, А.Л.Михащенко и ряда других.

   Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление.  При этом часто самореализацию, самоактуализацию  связывают с трудовой деятельности, с работой, а именно – с нахождением смысла в своей работе.
    Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

    Профессиональное самоопределение предполагает активизацию самопознания и самовоспитания подростка. Особая роль активности самоопределяющейся личности подчеркивалась в исследованиях К.А.Альбухановой-Славской, А.А.Вербицкой, Н.С.Пряжникова.

   Пристальное внимание к этой проблеме отмечается еще в незапамятные времена, когда появляется «разделение труда». Н.С. Пряжников указывает на невозможность дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения.

    В отечественной психологии накоплен богатый опыт в области теории профессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это ставшими классическими исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования (Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой), разработка основных положений деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейна). Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения.

    Для теоретического анализа и обобщения представляются особо интересными работы зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения таких, как А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.

 

Пояснительная записка

    Профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, и с кем работать. Кроме того, профессиональное самоопределение, важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни.

    Данная программа  рассчитана  на  22 часа, т.е. 1 час в неделю  и  предназначена для работы  с обучающимися   9 класса.

    Программа курса «Выбор профессии» основывается  на учебно-методическом  пособии Г.В. Резапкиной «Я и моя будущая профессия» и  на  программе С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной «Твоя профессиональная карьера» и дополнена психологическими  тестами.

     Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по отдельным вопросам  в рамках тем и разделов программы. Курс завершается итоговым проектом.

                                                       Учебно-тематический план

9 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

 

Раздел  I. Образ «Я»

 

 

 

  1.  

Вводное занятие . Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

1

1

2

  1.  

Жизненные цели . Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

1

1

2

  1.  

Понятие о темпераменте. Темперамент и выбор профессии. Тест  Голланда

1

1

2

  1.  

Внимание и память

 

1

1

  1.  

Что такое характер? Достоинства и недостатки характера. Тест «Карта интересов»

1

1

2

  1.  

Самооценка и уровень притязаний . Методика «Пословицы» (С.М. Петрова)

1

 

1

 

Раздел  II. Мир профессий

 

 

 

  1.  

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации

 

1

1

  1.  

Профессии типа «человек — человек»

1

 

1

  1.  

Профессии типа «человек — природа»

1

 

1

  1.  

Профессии типа «человек — знаковая система»

1

 

1

  1.  

Профессии типа «человек – художественный образ»

1

 

1

  1.  

Профессии типа «человек — техника»

1

 

1

  1.  

Характеристика труда: характер, процесс, условия труда. Профессиональная пригодность. Влияние профессии на здоровье

1

1

2

 

  Раздел  III. Профессиональный выбор

 

 

 

  1.  
Жизненный выбор. Что влияет на выбор профессии. Пути получения профессии

 

1

1

  1.  
Стратегия профессионального выбора. Состояние рынка труда

1

 

1

  1.  
Самоанализ готовности к профессиональному старту. Устраиваюсь на работу. Что такое карьера?

1

 

1

  1.  
Защита проектов «Выбор профессии». Итоговое занятие

1

 

1

 

ИТОГО

14

8

22

 

Cодержание психологической программы «Выбор профессии»:

9  класс

№ уроков

Дата

по плану

Дата по факту

Тема

психологического занятия

Методики и задания

Кол-во часов

Раздел  I. Образ «Я»

1

2

02.12.2016

09.12

 

Вводное занятие. Диагностика личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Моя линия жизни

2

Фантазия

3

4

16.12

23.12

 

Жизненные цели

Встреча

2

Методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна

Стрела жизни

Ассоциации

5

6

20.01.2017

27.01

 

Понятие о темпераменте. Темперамент и выбор профессии

Фигуры

2

Тест  Голланда

Чувства

7

03.02

 

Внимание и память

Двойной счет

1

Муха

Как тренировать память

8

9

10.02

17.02

 

Что такое характер? Достоинства и недостатки характера

Проявление характера

2

Тест «Карта интересов»

Прилагательные

10

24.02

 

Самооценка и уровень притязаний

Самооценка

1

«Пословицы» (С.М. Петрова)

Самый - самый

Раздел  II. Мир профессий

11

02.03

 

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации

Аукцион

1

Назови профессию

12

09.03

 

Профессии типа «человек — человек»

Список профессий

1

Угадай правильно

13

16.03

 

Профессии типа «человек — природа»

Качества

1

Назови больше

14

23.03

 

Профессии типа «человек — знаковая система»

Символы

1

Объекты

15

06.04

 

Профессии типа «человек – художественный образ»

Нестандартные задачи

1

Творчество

16

13.04

 

Профессии типа «человек — техника»

Изобретатели

1

17

18

20.04

27.04

 

Характеристика труда: характер, процесс, условия труда. Профессиональная пригодность.  Влияние профессии на здоровье

Профессионально важные качества

2

Требования к здоровью человека

Мое здоровье

Пригодность

Раздел  III. Профессиональный выбор

19

04.05

 

Жизненный выбор

Развилка

1

Что влияет на выбор профессии. Пути получения профессии

Уровни профессионального образования

Факторы влияния

20

11.05

 

Стратегия профессионального выбора. Состояние рынка труда

Мой выбор

1

Карта интересов

21

18.05

 

Самоанализ готовности к профессиональному старту

Матрица выбора профессий

1

Устраиваюсь на работу. Что такое карьера?

Карьера и должность

Внутренняя оценка карьеры

Ищу работу

22

25.05

 

Защита проектов «Выбор профессии». Итоговое занятие

Я сейчас

1

Через 10 лет

Итого:  22  часа

 

В результате изучения элективного курса обучающиеся 9 класса должны:

   знать: понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда; психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
    иметь представления: о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
   уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

 

Список литературы, использованной при разработке программы элективного курса

  1. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатровой О.В. Практикум по психологии общения.- СПб.: Речь, 2008.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. М.: ИНФРА-М,2000.
  3. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.-СПб.: Питер, 2008.
  4. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер,2005.
  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007.
  6. Климов А. Е. Развивающийся человек в мире профессий – Обнинск: «Принтер», 1993.
  7. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Психологический тренинг с подростками\ Л.Ф. Анн.-СПб.: Питер, 2003.
  9. Пряжников Н. С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  10. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. Пособие для 8-11 классов общеобраз. учреждений. – М.: Просвещение, 1995.
  11. Рахматуллина З. Профессиональная ориентация выпускников школ / З. Рахматуллина, О. Дубовова // Социальное обеспечение. - 2006. - N 3.
  12. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессионаграммы.2-е изд. СПб.:  Питер, 2006.
  13. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки.- М.: Генезис, 2006.
  14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2002.
  15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков.-М.: Генезис, 2004.
  16. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. (9 – 11 класс). практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов» / Под науч. ред. Л. А. Обуховой. – М., ВАКО, 2005.
  17. Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников  —  М.: Глобус, 2006.
  18. Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. - Москва: Сфера, 2006.

 

Список литературы для обучающихся:

  1. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: учеб пособие для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений.  М.: Просвещение, 1995.
  2. Коломинский Я.Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.
  4. Энциклопедия для детей. Выбор профессии. – М.: Аванта+, 2003.

 

 

 

            Программу составила

            педагог-психолог:                                                               В.В. Паскал