Психолого-педагогические
рекомендации родителям
по подготовке к ГИА обучающихся


МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 


    Экзамены –это серьезное испытание не только интеллектуальных, но и личностных качеств человека в любом возрасте.
    Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности  у всех участников образовательного процесса – обучающихся, учителей, родителей.
    Роль родителей в профилактике предэкзаменационного стресса учащихся трудно переоценить и заключается она,  во-первых, в создании положительной мотивации, психологической поддержке, снижении уровня тревожности,  во-вторых,  - во внешнем контроле за процессом подготовки и создании благоприятных повседневных условий, режимом занятий  и отдыха, а также обеспечении полноценного питания. 
    Что необходимо помнить каждому родителю, чей ребенок подошел к экзаменационной черте? Предлагаем Вам ряд правил, выполнение которых поможет справиться с возникающими  трудностями.
    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
    Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате экзамена. 
    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
    Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты заданий по предмету и потренируйте ребёнка.
     Часто учащиеся при подготовке к экзаменам стремятся к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник – это нецелесообразно. Полезно структурировать материал за счет выделения существенной информации и составления плана ответа, связывать запоминаемый материал с примерами из жизненного опыта, стараться  понять прочитанный материал. Запоминанию способствуют также выписки из прочитанного, составление схем, опорных сигналов.
    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно  дайте их ему на экзамен.
    Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
    Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. Чтобы у ребенка не было переутомления необходимо через каждые 40 минут занятий делать перерывы на 10-15 минут. Во время отдыха можно послушать приятную музыку, потанцевать, принять контрастный душ, ванну, помыть посуду (движение и вода снимают мышечное напряжение).
    Необходимо помнить, что наиболее продуктивное время запоминания - между 8 и 12 часами дня, затем работоспособность обучающегося  снижается и начинает снова расти с 17 до 19 часов, при отсутствии значительного утомления.
     Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу   головного мозга.
    Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых,  он должен отдохнуть и хорошо выспаться. Сон во время подготовки и сдачи экзаменов рекомендуется не менее 8-9 часов.    Обязательны прогулки на свежем воздухе и общение с друзьями. Полезны занятия плаванием, фитнесом в тренажерном зале.
    Не критикуйте ребёнка после экзамена.
Помните: главное — снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить необходимые условия для занятий
    И еще несколько слов о тревоге. Тревога  это  энергоемкое  занятие,  чем  больше  ребенок  тревожится,  тем  меньше  сил  у него  остается.  Поэтому  очень  важно уже  на  этапе  подготовки  к ГИА и  ЕГЭ  научиться  снижать  уровень  тревоги.   Дело в том,  что  существует  определенный уровень  волнения,  оптимальный для  организации  деятельности. Если  ребенок  не волнуется, он  ничего не  делает.  Очень  высокий  уровень  волнения,  наоборот,  приводит  к ступору,  мешает  деятельности. Все  силы  уходят на  то,  чтобы  справиться  с  волнением. Оптимизация и регуляция состояния в экзаменационный период учащегося - вот задача, которую нужно решить родителям совместно с педагогами и психологической службой школы.