Психологическое занятие №2

по регуляции эмоционального состояния подростков

 

 

на тему: «Внутренняя сила»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

 

Цель:  исследование внутреннего мира, активизация внутренних ресурсов.

Задачи:

  1. Снять психоэмоциональное напряжение, получить физическую разрядку, включиться в групповую работу.
  2. Сформировать навык  эмоциональной самоподдержки.
  3. Сформировать навыки положительной оценки себя.

 

1 .Приветствие

Участники программы по кругу делятся своим настроением, ожиданиями или впечатлениями от прошлого занятия.

«Возраст, в котором вы находитесь – это самый трудный и самый сложный из всех возрастов, представляющий собой период становления личности. Вы уже не дети, но ваши родители и близкие не всегда это понимают или не всегда готовы согласиться с этим.

Я уверена, иногда вам хочется доказывать свою правоту, иногда вы просто «опускаете руки» и принимаете позицию ваших близки. А иногда вы  ведете себя как «эгоисты» (так говорят вам близкие на ваши поступки), специально показывая, что у вас тоже есть чувства и вы уже сами знаете, что для вас лучше.

Не только вы, но и ваши родители в прошлом прошли через эти этапы – ссоры с родителями, желание доказать свою правоту (кто-то в меньшей степени, кто-то в большей). Но сейчас вам важно понять, что  доказывать свою правоту можно до бесконечности. А вот для чего вы все это делаете, для чего вы доказываете? Это сложный вопрос, на который каждый должен ответить самому себе.

Ведь часто получается, что мы  тратим все наши силы не та то… Доказываем окружающим то, что они не всегда готовы или хотят понять. Часто в такой борьбе мы забываем, а на самом ли деле мы правы, а на самом ли деле мы можем принимать верные решения и справляться со сложными ситуациями.

Сегодня, я предлагаю вам совершить путешествие к самим себе: к нашим особенностям, к сильным сторонам, к нашим слабостям, к нашим уникальностям, которые не нужно никому доказывать. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие к «источнику нашей силы».

2. Упражнение 1. «В контакте».

Цель - упражнение направлено на создание дружелюбной рабочей атмосферы, включение в работу.

Всем частникам нужно подойти ко всем членам группы и поприветствовать их. Естественно, что короткий диалог должен начинаться с обращения по имени, которое обозначено на бейджах. При этом обязательно нужно подчеркнуть индивидуальность друг друга, вспомнив то, о чем говорилось на первом занятия. Если не получается вспомнить, необходимо извиниться перед этим человеком и попросить его напомнить, в чем же его индивидуальность.

Заметки ведущему -  по истечении отведенного времени следует обсуждение. Попросите участников высказаться, какими словами они приветствовали своего партнера, как он отвечал на приветствие, как сам устанавливал контакт. Целесообразно разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, и самому продемонстрировать наиболее продуктивные способы вхождения в контакт – приветствия человека.

3. Упражнение – медитация 2. «Безопасное место».

Цель – упражнение направлено на снятие внутреннего напряжения, обеспечение уверенности в своих силах.

«Закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании.

Сконцентрируйтесь на дыхании, все больше и больше расслабляясь с каждым выдохом.

Когда вы почувствуете расслабленность, представьте безопасное место – это может быть какое-либо знакомое вам место, где вы уже бывали или где хотели бы побывать. Вы можете представить себе реальное место или вообразить что-то по собственному усмотрению.

Безопасное место может быть таким, каким вы захотите, в нем может быть все, что угодно. Это может быть комната, пляж, поляна, дом. Вы можете находиться в нем один, а можете окружить себя людьми. Единственное обязательное требование – вы должны чувствовать себя в полной безопасности и быть в этом абсолютно уверены.

Переместитесь в безопасное место, насладитесь ощущением пребывания в полной безопасности. Вы можете сохранить это ощущение, а можете проанализировать какие-то аспекты своей жизни с точки зрения безопасности, которую вам обеспечивает выбранное вами место.

Во время пребывания в безопасном месте вы должны сконцентрироваться на следующих ощущениях: безопасность, комфорт, уверенность и контроль.

Оставайтесь в безопасном месте так долго, как захотите. Помните, что вы всегда можете воссоздать это место, когда вам этого захочется.

Когда вы почувствуете себя готовым, покиньте безопасное место и вернитесь в реальный мир».

После завершения медитации в полной тишине и под медитативную музыку ребятам нужно нарисовать как можно более детально свое безопасное место. Участники, желающие поделиться своими открытиями, могут представить свои работы в круг.

Заметки ведущему. Медитацию необходимо проводить как можно более медленно и расслабленно. Давать возможность ребятам расслабиться (может быть даже заснуть). После медитации следует обратить внимание участников на то, что не нужно спешить в рисовании. Необходимо прислушиваться к себе и рисовать только самое важное, значимое.

  1. Упражнение 3. «Дорисуй и передай».

Цель – упражнение направлено на развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплочённости, сотрудничества.

Каждому участнику раздается лист белой бумаги и выбирается самый приятный цвет карандаша. Как только включается музыка, участники начинают рисовать, что хотят. Как только музыка останавливается, участники передают свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем ведущий вновь останавливает музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

По итогам упражнения проводится групповой анализ:

  • Понравилось ли вам то, что получилось?
  • Поделитесь своими чувствами, настроением.
  • Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?

5.       Упражнение 4. «Волшебный внутренний мир»

Цель–  упражнение направлено на исследование внутреннего мира, актуализация ресурсов.

Участникам  необходимо создать самостоятельно свой «Волшебный внутренний мир». Для этого им необходимо использовать пространства стула и любые предметы в пространстве комнаты, из своих карманов и из своей сумки. Каждому участнику необходимо отобразить в символической  форме самые важные элементы своего внутреннего мира. Потом все участник разбиваются на пары и по очереди описывают свой мир. Задача слушающим участникам внимательно наблюдать и проявлять бережность и уважение к работе партнера.

По итогам упражнения:

Чем необычно было это упражнение?

Что интересного вы подметили?

Какие выводы сделали?

6.  Упражнение 5. «Театр Кабуки».

Цель – упражнение направлено на активное взаимодействие участников группы, эмоциональный разогрев.

Участники делятся на две команды. Ведущий показывает им движения, характерные для Принцессы, Дракона и Самурая. Принцесса делает кокетливый реверанс; Дракон с устрашающим видом, поднимая руки вверх, шагает вперед; Самурай взмахивает мечом. Ведущий сообщает, как определить победителя: «Принцесса очаровывает Самурая. Самурай убивает Дракона. Дракон съедает Принцессу». Каждая команда (так, чтобы не услышали соперники) решает, кого она будет изображать. Затем участники выстраиваются в две шеренги друг против друга и по сигналу ведущего делают характерное движение, показывая, какую роль они выбрали. По одному очку получает та команда, чья роль оказывается выигрышной.

Варианты:

  • Принцесса и Самурай (1 очко получает Принцесса, потому что она очаровывает Самурая).
  • Самурай и Дракон (1 очко получает Самурай, потому что он убивает Дракона).
  • Дракон и Принцесса (1 очко получает Дракон, потому что он съедает Принцессу).
  • Принцесса и Принцесса, Дракон и Дракон, Самурай и Самурай (никто не получает очки).

Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

  1. Завершение. Рефлексия.

Все участники по кругу делятся своими впечатлениями о втором занятии: в каком они уходят настроении, что было сегодня для них полезно. Ведущий записывает самые важные выводы и наблюдения участников в таблицу.