Практическое занятие
с обучающимися 5-7 классов
на тему: «Потребности других людей»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
Цель: развитие навыков принятия правил, существующих в обществе или группе, умения понимать и принимать требования и потребности других людей и общества.
Необходимые материалы: бумага и ручки, мелок.
Упражнение «Узкий мост»
Цель: Развитие навыков понимания и умения уступать другим людям в затруднительных ситуациях.
Содержание: Ведущий на полу чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, обозначая, таким образом, мост. Выбираются два участника, которые идут навстречу друг другу с разных сторон моста. Можно задать дополнительное условие: они торопятся. Ведущий обращает внимание участников, что они сами должны выбрать способ прохождения моста. Сумеют ли вежливо разойтись или столкнут друг друга? В обсуждении участники делятся, как им удалось договориться. О ком они в первую очередь думали, когда нужно было сделать выбор: о себе или о партнере? Всегда ли нужно уступать на «узком мосту»?
Заметки для ведущего: Часто в выборе уступки или отстаивания своего подростки руководствуются личными симпатиями или антипатиями. Нередко они даже не думают о том человеке, который вступил с ними в противоборство. Важно показать ребятам, что в жизни необходимо определять, насколько важен исход противоборства для обеих сторон, ведь исход выбора может повлиять на дальнейшую жизнь человека, и это нужно учитывать. А может, личная цель не настолько важна и от нее возможно с легкостью отказаться в пользу партнера?
Упражнение «Король школы»
Цель: Формирование позитивной позиции по отношению к правилам школы и общества.
Содержание:Ведущий предлагает участникам представить, что они король или королева. Школа — королевство. Король устанавливает правила, которые он считает разумными. Участники придумывают свои правила, записывают на листах бумаги. Затем каждый «король» должен презентовать свои правила, объясняя, по каким соображениям он эти правила ввел.
По окончании в группе обсуждается, что было труднее: придумать свои правила или обосновать их? Насколько трудно следовать установленным правилам в школе, обществе? Что этому мешает?
Заметки для ведущего: Высказывания ребят — интересный диагностический материал для определения результативности действия устава школы. Стоит обратить внимание на их мнение. Может, и стоит пересмотреть некоторые пункты, противоречащие и законам, и возможностям подростков следовать установленным правилам?
Упражнение «Дотронься до...»
Цель: Привитие навыков слышать команды, находить способ для эмоциональной разрядки.
Содержание: По команде ведущего участники должны дотронуться до: железного, деревянного, холодного, стеклянного, прозрачного, красного цвета, живого, бледного, и т. д.
Заметки для ведущего: Упражнение подвижное и веселое, поэтому нужно убрать все предметы, натолкнувшись на которые ребята в своем рвении успеть, могут травмироваться.
Упражнение «Датский бокс»
Цель: Развитие навыков сохранять контакт с партнером во время спора.
Содержание: Эту игру придумали датчане, скучая долгими зимними вечерами. Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии вытянутой руки. Затем рука прижимается к руке партнера так, чтобы мизинец был прижат к мизинцу, безымянный — к безымянному, и т. д. Участникам необходимо стоять так, словно они привязаны друг к другу. Восемь пальцев прижаты, а большие пальцы вступают в бой. Нужно, чтобы большой палец оказался сверху пальца партнера, а остальные оставались прижатыми. Можно провести несколько раундов. После окончания партнеры должны поблагодарить друг друга за честную игру.
Заметки для ведущего: Необходимо предупредить ребят, чтобы они не прикладывали физическую силу в этом упражнении, ведь здесь главное не сила, а ловкость и внимание
Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.