Практическое занятие 

с обучающимися 9 класса

 

на тему: «Лицом к лицу с экзаменом»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

Цель: профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи экзаменов.

Задачи:

1.Повышение сопротивления к стрессу;

2.Развитие уверенности и повышение самооценки учащихся;

3.Обучение приемам саморегуляции, снятие эмоционального напряжения;

4.Формирование объективного отношения к экзаменам.

 

Ход занятия

1.Подготовительный этап.

Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, когда требования к сдаче экзаменов стали более жёсткими, вопрос о психологической безопасности выпускника стал наиболее актуальным. Это тренинговое занятие одно из тех занятий, которые необходимо проводить с обучающимися в период подготовки к экзаменам. На занятии предлагаю Вам побыть в роли учащихся.

Психолог: Правильно ли мне сказали, что подготовка к экзаменам уже началась? (Ответы участников: согласие, да, давно началась)

Психолог: Экзамен даже для хорошо подготовленного человека – всегда испытание сил и умений, знаний и находчивости. Обратимся к словарю. Что говорит нам об экзамене всезнающий Даль? «Экзамен – испытанье;… » С.И.Ожегов в «Толковом словаре» уточняет «Экзамен – проверочное испытание по какому-то учебному предмету. Тягостное переживание, несчастье». Соответственно, экзамен является источником стресса, как и любое переживание или несчастье, поэтому важным компонентом в подготовке к экзаменам является психологическая подготовка, к сожалению многие не придают этому компоненту значение. Сегодня у нас с вами первое занятие по психологической подготовке к экзаменам, занятия будут проходить 1раз в неделю в течение 2-х месяцев. Надеюсь знания, полученные на занятии, помогут вам более

успешно пройти все испытания. Все занятия будут проходить в тренинговой форме. Напомню правила работы на тренинговом занятии:

*Доверительный стиль общения

*Активное участие в происходящем

*Общение по принципу «Здесь и теперь»

*Уважение к говорящему.

А для начала давайте поприветствуем друг друга.

 

Упражнение №1 «ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ»

Инструкция. Предлагаю вам рассчитаться на первый, второй.  Первые номера образуют внутренний круг, вторые - внешний. Первые номера остаются на месте – вторые передвигаются вокруг первого круга по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит слова – приветствие и выполняет соответствующие действия.

СЛОВА. Здравствуй, друг! - Здороваемся за руку.

Как ты тут! - Хлопаем по плечу друг друга.

Где ты был? - Дергаем за ушко друг друга.

Я скучал! - Кладем руки себе на сердце.

Ты пришел! - Разводим руками в стороны.

Хорошо! - Обнимаемся.

Участники выполняют упражнение.

Психолог: Как ваше настроение? Получилось поздороваться. Хорошо!

(Обмен впечатлениями)

Психолог: Хочется узнать ваше мнение об экзаменах.

 

Упражнение №2 «ОТКРОВЕННО, ГОВОРЯ…»

Инструкция. Каждый участник получает листочек, на котором написано начало предложения. Ваша задача, не задумываясь, продолжить предложение.

1.Откровенно говоря, когда я думаю об экзаменах………..

2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам……..

3. Откровенно говоря, самое страшное на экзамене………

4.Откровенно говоря, когда я волнуюсь……..

5.Откровенно говоря, процедура заполнения бланков для меня……

6.Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями……

7.Откровенно говоря, я надеюсь………..

8.Откровенно говоря, мои знания и способности……

9.Откровенно говоря, мои результаты сдачи экзаменов……

10.Откровенно говоря, когда я ошибаюсь при заполнении бланков……..

11. Откровенно говоря, когда я не знаю как отменить ошибку……

12 .Откровенно говоря, моя память………

13 .Откровенно говоря, мое внимание……..

Психолог: Продолжив предложение, вы высказали своё мнение об экзамене, о своих чувствах, мыслях о процедуре сдачи ГИА. Продолжим.

 

Упражнение №3 «ШКАЛА СОГЛАСИЯ»

Инструкция. У нас здесь обозначено 2 полюса:

полюс «СОГЛАСИЯ» - у окна, полюс «НЕСОГЛАСИЯ» - у двери. Я читаю утверждение и прошу занять позицию в пространстве, отражающую степень согласия или несогласия с этим утверждением.

Варианты утверждений:

1.Я много знаю о процедуре проведения экзаменов.

2.Экзамены предоставляют школьникам новые возможности.

3.Сдать экзамены мне не по силам.

4.Я смогу правильно распределить время и силы во время экзаменов.

5.Считаю, что результаты экзаменов важны для моего будущего

6.Я волнуюсь, когда думая о предстоящем экзамене

7.Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации

8.Чувствую, что сдать экзамен мне под силу

9.Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

10.Я понимаю, какие качества могут мне помочь при сдаче экзаменов

11.Думаю, что у экзаменов есть свои преимущества

12.Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

13.Я хорошо представляю, как проходит экзамен.

Психолог: Выполнение этих упражнений помогло нам осознать, что экзамен – это неизбежность и выявить 3 основные трудности, с которыми сталкиваются при подготовке и сдаче экзаменов: 1-я трудность - когнитивная, 2-я – личностная, 3-я –процессуальная

Мини-информация:

Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Успешность в выполнении заданий обеспечивают хорошая переключаемость внимания и оперативная память, мышление.

Личностные трудности – обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Каждый из нас к ситуации экзамена относится по- разному, она так же усложняется еще и тем, что обычно сдавая экзамен человек тревожится, беспокоится, переживает. Сильное волнение мешает сосредоточиться, снижает внимательность, Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют простые психологические способы, чтобы справиться с тревогой в ситуации экзамена. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

Процессуальные трудности – это трудности, связанные с процессом заполнения бланков.

Для преодоления когнитивных трудностей предлагаю выполнить несколько упражнений

 

Упражнение №4 ЭКСПЕРИМЕНТ»

Инструкция. Каждый участник получает карточку на которой написан, на первый взгляд, хаотичный набор букв. Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных предложения.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ;

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНОКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

НаК ОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

Психолог: Сразу ли вы справились с заданием? Уложились ли вы по времени? От чего зависело выполнение задания? Те, кому удалось сосредоточиться, переключиться с одного вида деятельности на другой были более успешны.

К экзамену вам придется запоминать множество текстового материала. Попробуем с помощью следующего упражнения поработать над своей памятью.

 

УПРАЖНЕНИЕ №4 «ЧЕМОДАН НА ПАМЯТЬ»

Инструкция. Каждому из вас предстоит повторить фразу: «Бабушка укладывала чемодан и положила туда……..» при этом вы называете предмет, который положил предыдущий участник и добавляете в чемодан что-то свое.

(Участники выполняют упражнение)

Психолог: Может у кого-то из вас есть свои приемы запоминания, приемы для развития памяти, которыми вы пользуетесь, поделитесь с нами.

Кто из вас знает и пользуется методом повторения (основные принципы) И.А.Корсакова?

1 день – 2 повторения

2 день – 1 повторение

3 день – без повторений

4 день – 1 повторение

5 день – без повторений

6 день – без повторений

7 день – 1 повторение

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Хорошая память дает возможность хорошему развитию мышления. Но очень важно и уметь подчиняться инструкциям и указаниям, попробуем убедиться в этом.

 

Упражнение №5 «ТЕКСТ С ПОДТЕКСТОМ»

Инструкция . Для выполнения этого упражнения вам необходимо на предложенных листочках в течение 3-х минут пройти написанный текст. Задания выполняется строго индивидуально, вы не можете совещаться с кем-то, давать советы. По истечению 3-х минут мы обсудим его.

(Участники выполняют задание)

Психолог: В чем, на ваш взгляд, смысл упражнения? (очень важно при сдаче экзаменов читать инструкцию полностью и четко ее выполнять).

Психолог: Известно, если нарушается гармоничная работа левого и правого полушарий, если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней.

Мы знаем, что правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое и управляет левой половиной тела. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое и управляет правой половиной тела.

А эффективная умственная работа складывается из деятельности двух полушарий мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

С помощью специально подобранных упражнений мы можем активизировать работу правого и левого полушарий.

1.Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2.Вперёд - в сторону - назад.  Вначале работает правая рука и левая нога. Вместе с инструкцией выполняем следующие движения: правая рука и левая нога двигаются вперёд, в сторону, назад; потом наоборот: работает левая рука и правая нога.

3.Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4.Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5.Упражнение «Чайничек» 

6.Упражнение «Перекрестный шаг». Имитируем ходьбу на месте. Соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой.

7.Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно; темный на светлом фоне или наоборот.

Психолог: Задействованы оба полушария: левое следит за последовательностью словесной инструкции, а правое – за образными ассоциациями.

После того как мы активизировали левое и правое полушария, давайте потренируемся в гибкости мышления.

 

Упражнение «Перевертыши»

 Вам предлагается название фильма или пословицы в перевернутом виде, а вы нам озвучиваете правильное название. Например, перевертыш "Василий Иванович остается на работе" представляет собой название фильма "Иван Васильевич меняет профессию", «Когда леди покидает автомобиль, скорость автомобиля увеличивается» - «Баба с возу -кобыле легче». На обдумывание вам даётся 1 минута. Кто хочет начать (ответы участников)

 Задания:

1) Грустные девчонки ("Весёлые ребята").

2) Холодные ноги ("Горячие головы").

3) Не бойся велосипеда ("Берегись автомобиля").

4) Костяная нога ("Бриллиантовая рука").

5) В симфоническом оркестре не только мальчики ("В джазе только девушки").

6) 71 час осени ("17 мгновений весны").

7) Ручной кактус ("Дикая орхидея").

8) Земной мир ("Звёздные войны").

9) В Лондоне любят заплаканные лица ("Москва слезам не верит").

10) На авеню всегда светло ("Улица разбитых фонарей").

11) Бедные иногда смеются ("Богатые тоже плачут").

12) Летний помидор ("Зимняя вишня")

13) В нижних конечностях истина отсутствует («В ногах правды нет»)

14) Преждевременно делить ещё не полученное добро («Делить шкуру не убитого медведя»)

15) Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжению (Сердцу не прикажешь)

16) Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно (« Голь на выдумку хитра»)

17) Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства («Знает кошка чьё мясо съела»)

Поработаем с личной составляющей

Психолог: Каждому из нас знакомо чувство тревожности или, так называемое тревожное состояние. Оно оказывает очень негативное воздействие на личностное развитие. Большинство из нас уже настолько привыкли к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Давайте поучимся справляться с тревогой, напряжением, используя методы мышечной релаксации. Расслабиться можно с помощью напряжения мышц.

 

Упражнение «Лимон»

Инструкция: Сядьте поудобнее. Представьте, что у вас в каждой руке лимон. Сожмите лимон в руках так, чтобы из него потёк сок. Сожмите ещё крепче, с максимальным усилием. Задержитесь в таком положении. Теперь свободно стряхните руки, как плётки. Повторите упражнение несколько раз. Закройте глаза и прислушайтесь к ощущениям в кистях. Что вы ощущаете? (тепло, жжение, тяжесть, покалывание, спать захотелось…)

Попеременно напрягая и расслабляя любую группу мышц, мы можем снять напряжение.

Психолог: Ещё я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств и мыслей.

 

Упражнение «Стряхни»

Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. Потом отряхните свои ноги — с носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать какие-то звуки... Теперь потрясите лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот.

При этом представляйте, как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе — слетает с вас как с гуся вода, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

Простой, но достаточно эффективный способ – самовнушение.

Самовнушение – это внушение себе определенных мыслей, связанных с ним состояний. Чтобы самовнушение было эффективным,  нужно использовать позитивные утверждения) — это убеждающие высказывания, содержащие вербальную формулу, при многократном повторении закрепляющую в подсознании человека установку на положительные перемены в его жизни. Это положительный аутотренинг, направленный на то, чтобы почувствовать себя здоровым, успешным, свободным и т.д. 

Если исходить из того, что все что нам дано, дано во благо, значит во всем необходимо находить положительную сторону.

Для правильного составления позитивных утверждений обязательно учитывайте следующие условия:

1.Позитивное утверждение должно обозначатьсвершившийся факт. Не используйте в ваших утверждениях слова «хочу», «буду» и т.п.  Например, нужно говорить – не «Я буду здоровой», а «Я здорова».

2.Направленность утверждений должна быть на самого себя.

3.Исключайте частицу «не». Например, выражение «Я не толстая», следует заменить на такое: «У меня стройная и красивая фигура».

Давайте с вами потренируемся. Предлагаю по очереди произнести вслух любое позитивное утверждение, касающееся вас (психолог помогает). В конце упражнения раздаются памятки с примерами позитивных утверждений.

Позитивные утверждения

Моя учеба доставляет мне радость

Мне легко учиться

Я справлюсь с учебой, все получится хорошо

Я внимателен, мысли сосредоточены

Мне работается (пишется, читается легко)

У меня много друзей!

Я полезна и нужна!

Я полна хороших идей!

Я очень умная!

У меня выдающиеся творческие способности!

Я могу сделать все, к чему приложу мозги!

Я уверена в себе – я справлюсь!

Я верю в себя!

Мне всегда и во всем везет!

Я счастлива!

Я всегда делаю правильный выбор!

Со мной всегда случается только хорошее!

Люди рады видеть меня!

Я люблю свою жизнь, и она очень интересная!

Я всегда стараюсь!

Я уникальная и особенная!

Я здоровая и сильная!

Я в отличной форме!

Я чувствую себя велколепно!

Я спокойна и расслаблена!

Я люблю себя и свою жизнь!

Я самая обаятельная и привлекательная!

Каждый день во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше!

Я сама себе добрый друг!

Я талантливая и способная!

Я горжусь своими достижениями!

Я верю только в лучшее!

У меня всегда есть выбор!

Мои мечты сбываются!

Психолог: Позитивные утверждения "чистят" мышление, подготавливают нас к удивительным переменам в ближайшем будущем и притягивают их в нашу судьбу, как только мы к этому готовы. Стоит изменить свое мышление и жизнь соответствующим образам отвечает на эти изменения.

Завершающее пожелание: Думайте только о хорошем, и у вас все получится!

Психолог: умение ориентироваться в стрессовой ситуации, потренировать внимание и снять напряжении поможет

 

Упражнение «Колпак»

Психолог: Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово — «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Слово «треугольный» заменяется в два приема. Сначала вместо слога «тре-» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» каждый выпячивает локоть.

Психолог: можно похвалить себя тем, кто сумел сделать минимальное количество ошибок.

Психолог:  изменилось ваше самочувствие после выполнения задания? Удалось ли расслабиться? Может одному из вас подойдёт мышечное расслабление, а кому – то умение позитивно мыслить.

Заключительный этап.

И в завершение нашего занятия предлагаю высказаться, продолжив предложение: «Хочу пожелать себе...»

Упражнение «Передача уверенности в успехе»

Успех в работе во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу. А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону (слева направо).

Цель: овладеть способами взаимоподдержки, обеспечить позитивные изменения самочувствия.

Одним из положительных моментов участия в фестивале является получение поддержки друг друга и позитивной энергии.

Наше занятие завершается и мне бы хотелось, чтобы вы ушли, зарядив друг друга положительной энергией, почувствовали бы поддержку коллег.

Для этого выполним следующее упражнение «Энергизатор»

Встаньте парами в две шеренги, лицом друг к другу. Каждый по очереди, начиная с первого участника, проходит через шеренги. Каждая пара касается плеча или руки проходящего, тихо (на ушко) говорит ему пожелание одновременно.

Давайте образуем круг и изобразим салют в нашу честь. Громко хлопаем снизу вверх.

 

 

Приложение

1.Откровенно говоря, когда я думаю об экзаменах…

2. Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…

3. Откровенно говоря, самое страшное на экзамене…

4.Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

5.Откровенно говоря, процедура заполнения бланков для меня…

6.Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…

7.Откровенно говоря, я надеюсь……

8.Откровенно говоря, мои знания и способности…

9.Откровенно говоря, мои результаты сдачи экзаменов…

10.Откровенно говоря, когда я ошибаюсь при заполнении бланков…….

11. Откровенно говоря, когда я не знаю как отменить ошибку…

12 .Откровенно говоря, моя память………

13 .Откровенно говоря, мое внимание……..

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

Инструкция: Вам необходимо за 30 секунд прочитать 3 последовательных отрывка.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮНоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОНаКОнецПОСЛЫШАЛСяТопОтБегУщиХ ног.

 

1.Грустные девчонки

2.Холодные ноги

3.Не бойся велосипеда

4.Костяная нога

5.В симфоническом оркестре не только мальчики

6.71 час осени

7.Ручной кактус

8.Земной мир

9.В Лондоне любят заплаканные лица

10.На авеню всегда светло

11.Бедные иногда смеются

12.Летний помидор

13.В нижних конечностях истина отсутствует

14.Преждевременно делить ещё не полученное добро

15.Центральный орган кровообращения не подчиняется распоряжению

16.Беднейшие слои населения вынуждены мыслить нестандартно

17.  Домашнему млекопитающему доподлинно известен хозяин проглоченного им продукта животноводства