Психологическая программа «Формула успеха» подготовки обучающихся 9 и 11 классов к ГИА в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Цель: психологическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- знакомство выпускников с особенностями и процедурой обязательного государственного экзамена;
- повышение учебной мотивации старшеклассников;
- повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
- обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
- развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
- знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.
Основания для разработки программы
- Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
- Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
- Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
- Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия».
Алгоритм реализации программы:
1-й этап — диагностический: сбор данных о запросах участников образовательного процесса по проблеме подготовки обучающихся к ГИА и проведение диагностических исследований .
2-й этап — аналитический : обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников, учет запросов участников образовательного процесса.
3-й этап — реализация программы: осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией:
4-й этап – итоговый : осмысление личных целей детей, анализ и подведение итогов работы.
Основные принципы программы:
- принцип гуманизации – приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося;
- принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
- принцип социализации – содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Форма реализации программы: в процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы:
- ролевые игры;
- беседы;
- консультации;
- мини-лекции;
- дискуссии;
- релаксационные методы;
- метафорические притчи и истории;
- психофизиологические методики;
- телесно-ориентированные техники;
- диагностические методики.
Руководитель учреждения апробирования программы директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17
Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru; unergymn@mail.ru
Длительность программы 1 год
Программа реализуется психодиагностики эмоционального состояния обучающихся. Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
№ |
Методики, тесты |
Исследуемая функция |
1 |
Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) |
самооценка психических состояний |
2 |
Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой) |
уровень депрессии |
3 |
Тест «НСВ 10» |
суицидальные высказывания |
4 |
Исследование (по Зигмонду) |
тревога и депрессия |
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Общее количество участников программы - 68 человек
Сроки реализации программы с 01.12.16 г. по 31.05.17 г.
Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется директором школы Бахаревой Н.Ю.
Ожидаемый результат
- повышение сопротивляемости обучающихся к стрессу;
- формирование психологической защищенности;
- формирование уверенности обучающихся в своих силах;
- формирование навыков поведения обучающихся на экзамене;
- осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
Актуальность программы
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы , отрицательно влияет на общее состояние растущего организма .
Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность , но и сопротивляемость организма к различным болезням , провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом» самостоятельности.
Процедура прохождения ГИА – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
- сомнение в полноте и прочности знаний;
- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;
- психофизические и личностные особенности : тревожность, неуверенность в себе ;
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и школой и др.
Подростки особо в этот период нуждаются в поддержке, психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного роста .
Проблема подготовки к государственной итоговой аттестации является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для учащихся, и с тем, что ОГЭ, ЕГЭ как формы экзаменов появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзаменов, и с тем, что такая форма проведения экзаменов для многих выпускников является непривычной и пугающей. Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Все это привело к необходимости создания психологической программы подготовки обучающихся 9, 11 классов к ГИА «Формула успеха» , позволяющей помочь ученикам более эффективно психологически подготовиться к экзаменам и справиться с волнением.
Теоретическое обоснование
Государственная итоговая аттестация имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызвать у выпускников различные трудности.
Различают три вида трудностей: познавательные, личностные и процессуальные.
Познавательные трудности проявляются в недостаточном объеме знаний, а также в недостаточной сформированности навыков работы с тестовыми заданиями.
Основное проявление личностных трудностей - повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания.
К процессуальным трудностям относятся трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов и критериями оценки результатов экзамена.
Восприятие ГИА его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать у обучающихся не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
ГИА можно рассматривать: как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе; как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА выделяют следующие составляющие:
- информационная готовность (информированность обучающихся о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Основные показатели психолого-педагогической готовности обучающихся к единому государственному экзамену: многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи; степень целесообразности в действиях; оптимальность использования средств обучения и воспитания; способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками; степень овладения исследовательскими умениями и навыками; речевое развитие учащихся; организаторские и коммуникативные способности.
Пояснительная записка
При составлении программы особое внимание уделяется следующим моментам:
- созданию на занятиях с обучающимися условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта;
- взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
- бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности и комфорта для участников группы.
Курс рассчитан на 18 часов в каждом из классов (исходя из 1 часа в неделю).
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Практика |
Теория |
Всего |
||
|
Особенности ОГЭ |
|
1 |
1 |
|
Готовимся к экзаменам |
1 |
|
1 |
|
Приемы запоминания |
1 |
1 |
2 |
|
Как настроиться на экзамен |
1 |
1 |
2 |
|
Ключи от стресса |
1 |
1 |
2 |
|
Поведение на экзамене |
1 |
1 |
2 |
|
Развитие навыков поведения в экстремальных ситуациях |
1 |
|
1 |
|
Самообладание |
1 |
1 |
2 |
|
Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) |
1 |
|
1 |
|
Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой) |
1 |
|
1 |
|
Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду) |
1 |
|
1 |
|
Снижение напряжения. |
1 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
11 |
7 |
18 |
11 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||
Практика |
Теория |
Всего |
||
|
Объективный взгляд на экзамен |
|
1 |
1 |
|
Подготовка к ЕГЭ |
1 |
1 |
2 |
|
Мобилизация интеллектуальных возможностей при сдаче экзамена |
1 |
1 |
2 |
|
Деятельность мозга и питание во время экзаменов |
1 |
1 |
2 |
|
Поведение накануне экзамена и во время экзамена |
1 |
1 |
2 |
|
Уверенность на экзамене |
1 |
1 |
2 |
|
Экзаменационная тревожность |
1 |
1 |
2 |
|
Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) |
1 |
|
1 |
|
Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой) |
1 |
|
1 |
|
Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду) |
1 |
|
1 |
|
Как справиться со стрессом на экзамене |
1 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
10 |
8 |
18 |
Cодержание программы:
9 класс
№ уроков |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема психологического занятия |
Методики и задания |
Кол-во часов |
1 |
16.01.2017 |
|
Особенности ОГЭ |
Сравнение |
1 |
Трудности |
|||||
2 |
23.01 |
Готовимся к экзаменам |
Храм тишины |
1 |
|
3 4 |
30.01 06.02 |
|
Приемы запоминания |
Работа с текстом |
2 |
Пустой стул |
|||||
5 6 |
13.02 20.02 |
|
Как настроиться на экзамен |
Моральная устойчивость |
2 |
Мой режим |
|||||
7 8 |
27.02 05.03 |
|
Ключи от стресса |
Я - человек |
2 |
Стоп! |
|||||
9 10 |
12.03 19.03 |
|
Поведение на экзамене |
Правила поведения и соблюдения |
2 |
11 |
26.03 |
|
Развитие навыков поведения в экстремальных ситуациях |
Как действовать |
1 |
Выход из трудных ситуаций |
|||||
12 13 |
09.04 16.04 |
|
Самообладание |
Часы |
2 |
Эксперимент |
|||||
14 15 |
23.04 30.04 |
|
Снижение напряжения. |
Контраст |
2 |
Мышечная релаксация |
|||||
Ресурсные образы |
|||||
16 |
07.05 |
|
Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) |
Психодиагностика – 3 часа |
1 |
17 |
14.05 |
|
Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой) |
1 |
|
18 |
21.05 |
|
Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду) |
1 |
|
Итого: 18 часов |