Психологическая программа «Формула успеха»    подготовки обучающихся 9 и 11 классов к ГИА в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

Цель:    психологическая подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации.

Задачи:

  • знакомство выпускников с особенностями и процедурой обязательного государственного экзамена;
  • повышение учебной мотивации старшеклассников;
  •  повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
  •  обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
  • знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.

Основания для разработки программы

  • Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
  • Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
  • Приказ Минобрнауки России №1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
  • Программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • Устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия».

Алгоритм реализации программы:

   1-й этап — диагностический: сбор данных о запросах  участников образовательного процесса по проблеме подготовки обучающихся к ГИА  и проведение диагностических исследований .

   2-й этап — аналитический : обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников, учет запросов участников образовательного процесса.

   3-й этап — реализация программы: осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией:

   4-й этап – итоговый : осмысление личных целей детей, анализ и подведение итогов работы.

Основные принципы программы:

  • принцип гуманизации  приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, опора на возможности и ресурсы личности учащегося;
  • принцип индивидуализации  учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;
  • принцип социализации  содействие самоопределению ребят в социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

Форма реализации программы: в процессе реализации программы  используются разнообразные методы и приемы:

  • ролевые игры;
  • беседы;
  • консультации;
  • мини-лекции;
  • дискуссии;
  • релаксационные методы;
  • метафорические притчи и истории;
  • психофизиологические методики;
  • телесно-ориентированные техники;
  • диагностические методики.

Руководитель учреждения апробирования программы  директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна                                                                              

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17

Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru;  unergymn@mail.ru

Длительность программы 1 год

Программа реализуется психодиагностики эмоционального состояния обучающихся. Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

           Методики, тесты

    Исследуемая функция

1

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

самооценка психических состояний

2

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

уровень депрессии

3

Тест «НСВ 10»

суицидальные высказывания

4

Исследование (по Зигмонду)

тревога и депрессия

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна  

Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей

Общее количество участников программы  - 68 человек

Сроки реализации программы  с 01.12.16  г. по 31.05.17 г.

Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется   директором школы Бахаревой Н.Ю.                                                                                                                       

Ожидаемый результат

  • повышение сопротивляемости обучающихся к стрессу;
  • формирование психологической защищенности;
  • формирование уверенности обучающихся в своих силах;
  • формирование навыков поведения обучающихся на экзамене;
  • осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
  •  развитие коммуникативных умений и навыков.

Актуальность программы

    Слово «экзамен» переводится с латинского  как «испытание». Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Подготовка и сдача экзаменов связаны с чрезвычайно большим напряжением для учащихся. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы , отрицательно влияет на общее состояние растущего организма .

    Экзаменационный стресс снижает не только работоспособность , но и сопротивляемость организма к различным болезням , провоцирует обострение уже имеющихся заболеваний.

     Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников еще и потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен возможностям. Предэкзаменационный период важен не только с точки зрения подготовки проверки знаний, но может стать «тренингом» самостоятельности.

    Процедура прохождения ГИА  – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.

    Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях: в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении внимания;

- психофизические и личностные особенности : тревожность,  неуверенность в себе ;

- стресс незнакомой ситуации;

- стресс ответственности перед родителями и школой и др.

   Подростки особо в этот период нуждаются в поддержке, психологическая помощь подросткам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного роста .

    Проблема подготовки к государственной итоговой аттестации является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для учащихся, и с тем, что ОГЭ, ЕГЭ как формы экзаменов появились сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзаменов, и с тем, что такая форма проведения экзаменов для многих выпускников является непривычной и пугающей. Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Все это привело к необходимости создания психологической программы подготовки обучающихся 9, 11 классов к ГИА  «Формула успеха» , позволяющей помочь ученикам более эффективно психологически подготовиться к экзаменам и справиться с волнением.

Теоретическое обоснование

     Государственная итоговая аттестация имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызвать у выпускников различные трудности.

     Различают три вида трудностей: познавательные, личностные и процессуальные.

    Познавательные трудности проявляются в недостаточном объеме знаний, а также в недостаточной сформированности навыков работы с тестовыми заданиями.

   Основное проявление личностных трудностей - повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания.

   К процессуальным трудностям относятся трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов и критериями оценки результатов экзамена.

   Восприятие ГИА его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать у обучающихся не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.

    ГИА можно рассматривать: как возможность объективно оценить состояние подготовки учеников; как отбор наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе;  как аттестация учителей по профилирующим предметам и выводы о качестве их переподготовки; как итоговая аттестация учащихся на основе соответствия содержанию требований школьных программ (общеобразовательный минимум).

    В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА выделяют следующие составляющие:

  • информационная готовность (информированность обучающихся о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
  • предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
  • психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

   Основные показатели психолого-педагогической готовности обучающихся к единому государственному экзамену: многообразие использования в деятельности форм, методов и приемов; способность решать сложные жизненные, учебные задачи; степень целесообразности в действиях; оптимальность использования средств обучения и воспитания; способность работать по различным методическим схемам, и технологиям; степень овладения диагностическими умениями и навыками; степень овладения исследовательскими умениями и навыками; речевое развитие учащихся; организаторские и коммуникативные способности.

Пояснительная записка

    При составлении программы особое внимание уделяется следующим моментам:

-  созданию на занятиях с обучающимися условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта;

-  взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;

- бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности и комфорта для участников группы.

    Курс рассчитан на 18 часов в каждом из классов (исходя из 1 часа в неделю).

                                                       Учебно-тематический план

9  класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

  1.  

Особенности ОГЭ

 

1

1

  1.  

Готовимся  к экзаменам

1

 

1

  1.  

Приемы запоминания

1

1

2

  1.  

Как настроиться на экзамен

1

1

2

  1.  

Ключи от стресса

1

1

2

  1.  

Поведение на экзамене

1

1

2

  1.  

Развитие навыков поведения в экстремальных ситуациях

1

 

1

  1.  

Самообладание

1

1

2

  1.  

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

1

 

1

  1.  

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

1

 

1

  1.  

Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду)

1

 

1

  1.  

Снижение напряжения.

1

1

2

 

ИТОГО

11

7

18

11  класс

№ п/п

Тема

Количество часов

Практика

Теория

Всего

  1.  

Объективный взгляд на экзамен

 

1

1

  1.  

Подготовка к ЕГЭ

1

1

2

  1.  

Мобилизация интеллектуальных возможностей при сдаче экзамена

1

1

2

  1.  

Деятельность мозга и питание во время экзаменов

1

1

2

  1.  

Поведение накануне экзамена и во время экзамена

1

1

2

  1.  

Уверенность на экзамене

1

1

2

  1.  

Экзаменационная тревожность

1

1

2

  1.  

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

1

 

1

  1.  

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

1

 

1

  1.  

Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду)

1

 

1

  1.  

Как справиться со стрессом на экзамене

1

1

2

 

ИТОГО

10

8

18

Cодержание программы:

9  класс

№ уроков

Дата

по плану

Дата по факту

Тема

психологического занятия

Методики и задания

Кол-во часов

1

16.01.2017

 

Особенности ОГЭ

Сравнение

1

Трудности

2

23.01

 

Готовимся  к экзаменам

Храм тишины

1

3

4

30.01

06.02

 

Приемы запоминания

Работа с текстом

2

Пустой стул

5

6

13.02

20.02

 

Как настроиться на экзамен

Моральная устойчивость

2

Мой режим

7

8

27.02

05.03

 

Ключи от стресса

Я - человек

2

Стоп!

9

10

12.03

19.03

 

Поведение на экзамене

Правила поведения и соблюдения

2

11

26.03

 

Развитие навыков поведения в экстремальных ситуациях

Как действовать

1

Выход из трудных ситуаций

12

13

09.04

16.04

 

Самообладание

Часы

2

Эксперимент

14

15

23.04

30.04

 

Снижение напряжения.

Контраст

2

Мышечная релаксация

Ресурсные образы

16

07.05

 

Исследования самооценки психических состояний (по Г.Айзенку)

Психодиагностика – 3 часа

1

17

14.05

 

Исследование шкалы Зунге (Т.И.Балашовой)

1

18

21.05

 

Тест «НСВ 10» , исследование (по Зигмонду)

1

Итого:  18  часов