Психологическое занятие №3

по регуляции эмоционального состояния подростков

 

 

на тему:  «Старый пыльный сундук»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

 

Цель: формирование навыков конструктивного выражения негативных переживаний.

 

Задачи:

  • Закрепить навыки самоанализа.
  • Развить навыки эмпатии.
  • Овладеть навыками психологической саморегуляции.
  • Овладеть приемами конструктивного выражения недовольства.
  1.   Приветствие.

Участники программы по кругу делятся своим настроением, ожиданиями или впечатлениями от прошлого занятия.

«Наверняка у каждого из вас «в рукаве»  спрятано несколько обидок, недовольств по отношению к вашим близким: тут не разрешили, там не поддержали….». Так часто бывает, когда родители не умеют читать ваших мыслей, а мы не всегда знаем как им рассказать про них. Но не всегда навык просто рассказать родителям свои возмущения можете быть полезным. Иногда важно понимать в какой именно момент стоит начинать этот разговор, когда родители готовы понимать и слушать вас, и не заняты своими «взрослыми» важными делами.

  1. Упражнение 1. «Яблоки, бананы».

Цель – снятие эмоционального напряжение.

Участники делятся на пары и занимают положение друг на против друга. Перед участниками ставится задача, представить, что они ругаются со своим собеседником, но в место каких-либо слов они используют фрукты: один участник ругается  словом «банан», пытаясь передать максимальное количество чувств, а другой слово «яблоко».

Сейчас мы ругались с вами друг на друга с помощью фруктов. И как же весело нам было с вами. Хотя сначала это было очень трудно делать, но потом все стало очень легко. И заметьте, как же мы взбодрились.

 Как вы думаете, что напоминает это упражнение? (метафора конфликтов)

Да, мы выражали с вами свою придуманную злость с помощью фруктов. И это оказалось очень необычно. Но ведь чаще мы не выражаем свои недовольства. Или же нас просто не слышат. И мы просто начинаем все сильнее обижаться на наших близких. Стараемся избегать их, меньше общаться и рассказывать.

Как вы думаете, что такое обида?

Как она появляется у вас?

Из каких чувство она еще может состоять?

Ведущий передает слово участникам и каждый по кругу высказывает свое мнение.

После завершения круга высказываний ведущий представляет ребятам стакан с водой, в который он добавляет перец, соль, горчицу, сок лимона и др. специи и тщательно смешивает.

«Не очень аппетитная смесь получилась, ребята. Но я предлагаю сейчас нам ее попробовать. Я раздам каждому трубочки для сока и вы попробуете сделать хотя бы половинку глотка».

Ожидается, что ребята  категорически откажутся от это действия.

«То, что я сейчас смешала, это метафора обиды, которую мы проглатываем сами. Хотя именно ее вы-то как раз пить и не захотели. Но иногда весь это жуткий коктейль мы  выливаем «на голову» близким. И наши родные начинают обижаться в ответ и часто злятся и все равно не делают верных выводов».

  1. Упражнение 2. «Мышечная релаксация».

«Прежде чем приступить к донесению до обидчика причин, которые вас расстроили, нужно позаботиться о том, чтобы ваша ярость не помешала собеседнику услышать вас. Ведь когда мы злы, жутко хочется кричать или рыдать.  В такой момент,  собеседник редко когда может слышать вас. И менять свое поведение он точно не захочет.

Прежде всего нужно немножко расслабиться и обдумать слова, которые вам важно сказать. А как же мы можем расслабиться в такой момент?»

Цель – упражнение направлено на снятие мышечного напряжения.

Упражнение:

«Начните с того, чтобы сосредоточиться на своем дыхании на несколько минут. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. После этого можно приступать к мышечным упражнениям, работая над различными группами мышц.

Руки. Максимально плотно и сильно сожмите руку. Вы должны почувствовать напряжение в кисти и предплечье. Расслабьте руку на выдохе, концентрируясь на возникающем чувстве облегчения. То же самое повторите для другой руки. Если вы правша, начинать стоит с правой руки, если левша – левой.

Шея. Откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди.

Лицо. Поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад.

Грудь. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию.

Спина и живот. Напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину.

Ноги. Напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите пальцы ступни.

Сделайте 3-4 повтора комплекса. Каждый раз, когда вы даете отдых только что напряженным мышцам, обращайте внимание то, как это приятно и как вы хорошо себя чувствуете расслабленным. Многим людям это помогает справляться со стрессом и беспокойством».

  1. Упражнение 3. «Я- высказывание».

«Теперь мы с вами освоили способ, позволяющий  немного расслабиться перед серьезным разговором. Но довольно часто в таких разговорах наши близкие все равно не слышат нас, хотя  они очень хотя. Сейчас я познакомлю вас с  очень полезным способом -  как делиться своими переживаниями, чтобы при этом наши близкие понимали наши обиды и могли изменить свое поведение».

"Я-высказывание" — способ, при котором рассказчик, обращаясь к слушателям, высказывается от первого лица. Примеры "я-высказываний": «Когда мне не уделяют внимания близкие люди, я начинаю грустить и мечтать» или «Когда я чувствую, что обо мне заботятся, мне становится радостнее».

"Я-высказывание" позволяет сообщить партнеру о своих переживаниях, не разрушая атмосферу доверия и дух партнерства. Позволяет передать суть и при этом не задевать самооценку собеседника, и, более того: тот, кто высказывается, принимает ответственность за свои эмоции и на себя. Важно уметь различать «мне плохо» и «ты плохой». Высказываясь о своих чувствах, вкусах и мнениях, говори именно об этом, о своей субъективности, а не о чем-то объективно присущем людям и вещам. Не «фильм классный», а «мне такие фильмы нравятся». Это твое отношение, веди разговор от себя и о себе.

Технология "я-высказывания" (по 5 шагам).

1 шаг. Факты. Называются только факты, произошедшие в реальности, т.е. то, что произошло по факту. Например: «Когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу, я заплакала".

2 шаг. Чувства. Выражение чувств, касающихся этого факта. "Я чувствую..." Например: «При этом я почувствовала обиду. Я обиделась». Телесные ощущения. (Можно рассказать и о них — смотрите по ситуации) Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..." Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».

3 шаг. Мысли. Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии, интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др. Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела». Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь ко 2-у шагу.

4 шаг. Желания. Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека. Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо». Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений. Здесь также возможно возвращение ко 2-у шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытываете.

5 шаг. Намерения. Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом. "Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду". Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь". 5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.

Участники делятся на 3 группы. Каждой группе раздаются листки с заданиями конфликтных ситуаций. Задача участников сформулировать правильное «Я-высказывание» для выражения недовольств.

 

После завершения участники возвращаются на свои места и отвечают на вопросы ведущего:

Как вам было выполнять это задание?

Что особенно сложно в этом упражнении?

Будет ли оно полезно в повседневной жизни?

  1. Упражнение 3. «Черные и белые шары».

Цель упражнения -  активизация внутренних ресурсов,  актуализация ресурсного состояния.

  1. часть. Участникам раздаются темные шары (желательно черные). На этих шарах каждый участник пишет маркером то, от чего он хочет избавиться: негативные качества, недостатки, трудные ситуации, болезни и т.д.
  2. часть. Участникам раздаются светлые шары (либо белые, либо по цвету раскладки Люшера). На этих шарах участники пишут свои самые заветные желания, мечты, счастливые моменты, все самое положительное. Записать можно все на отельных листочках и перед надуванием вложить во внутрь шара. Шары надуваются только гелием.
  3. часть. Все участники со своими шарами выходят во двор и отпускают свои шары.

По итогам упражнения участник делятся впечатлениями от упражнения.

  1. Завершение. Рефлексия.

  Все участники по кругу делятся своими впечатлениями о занятии: в каком они уходят настроении, что было сегодня для них полезно. Ведущий записывает самые важные выводы и наблюдения участников в таблицу.