Психологический тренинг

с родителями 9,11 классов

 

на тему: «Выбор обучающимися профессии»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

Цели и задачи тренинга: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути ребенка; приобретение навыков профессионального наставничества и оказания психологической поддержки своим детям.

Продолжительность занятия: Примерно по 1,5-2 часа в зависимости от сложности предлагаемых упражнений для аудитории и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения: Оптимальное количество родителей в группе - 10–15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.

Необходимым элементом занятия является получение от участников «обратной связи».

1. Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.

2. Знакомство

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе и продолжить предложение «Я пришел(ла) сюда, чтобы / потому что….

3. Упражнение «Тест предельных смыслов»

Цель:

  • сформировать представление участников о высших целях и смыслах своей жизнедеятельности;
  • показать связь текущих и глобальных целей и смыслов.

Необходимый материал: листы формата А4 (по 3-5 штук для каждо­го участника), карандаши или фломастеры, скотч на бумажной основе.

Инструкции участникам

1. У вас в руках три листа бумаги. Пронумеруйте в любом из углов эти листы (чтобы потом не было путаницы).

2. Возьмите лист бумаги № 1 и крупно в середине листа напишите пе­чатными буквами ответ на вопрос: «ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ПРИШЛИ НА ЭТОТ ТРЕНИНГ? ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ЗДЕСЬ ПОЛУЧИТЬ?
Какая ваша цель ЗДЕСЬ?»

3. Хорошо. Написали. Теперь возьмите первый лист в левую руку, прочитайте, что там написано, и на листе № 2 напишите ответ на другой вопрос: «А ЗАЧЕМ ЛИЧНО ВАМ НУЖНО ТО, ЧТО НА­ ПИСАНО НА ЛИСТЕ № 1?»

4. Написали. Можете догадаться, что я вас попрошу сделать сейчас? Да, теперь возьмите лист № 2 в левую руку, а на следующем чистом листе снова напишите ответ на вопрос: «А ЗАЧЕМ ИМЕННО ВАМ НУЖНО ТО, ЧТО НАПИСАНО НА ЛИСТЕ № 1?»

5. Кому нужен еще один чистый лист (четвертый)?

6. А кому нужен пятый лист? Кто еще не дошел до самого высшей» (предельного) смысла?

7. Теперь возьмите свои листы, скотч и прикрепите листы на этом стене по зонам. Здесь (слева) будут висеть только листы № 1, здесь (справа) — все ваши листы № 2 и т. д.

8. Почитайте все записи вашей группы. Где больше отличий — в зоне первых листов или зоне третьих? Что вы чувствовали во время упражнения?

4. Слово ведущего.

Затем ведущий рисует на доске или флип-чарте три пере­секающиеся круга (приложение 1) и объясняет значение каждого компонента.

•   ХОЧУ — это пространство желаний, целей, интересов, стремлений.

•   МОГУ — это пространство способностей, талантов, состояние здо­ровья.

•   НАДО — это пространство запросов от рынка труда, социально-экономические проблемы региона, тенденции в развитии мировой экономики.

Оптимальный выбор профессии лежит на пересечении трех про­странств (трех кругов), но достичь этого очень сложно.

Перед выполнением следующих упражнений необходимо разделить участников тренинга на 3-4 группы по 5-6 человек, т.к. предполагается подгрупповая работа.

Разделить участников можно любой подходящей игрой, на усмотрение тренера. Варианты: Измененный «Фруктовый салат» - «Салат из профессий», «Семья», «Атомы и молекулы» и т.д.

5. Упражнение «Продолжение сказки — "ХОЧУ — МОГУ — НАДО"»

Цель: обыгрывание трех компонентов выбора профес­сии (хочу, могу, надо).

Работа в подгруппах.

Необходимый материал: бумага, карандаши или фломастеры.

Инструкция участникам: Сейчас я расскажу вам начало сказки, продолжение которой вам нуж­но будет придумать самим.

Идет герой по дороге. (Кто будет героем, вы придумаете сами — Чебурашка, Царевна-несмеяна, Терминатор, Вовочка из анекдотов,три богатыря или кто-то другой.) И видит герой камень, а на камне написано: «Налево пойдешь — найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь — найдешь то, что можешь, а напра­во пойдешь — найдешь то, что надо!»

Придумайте продолжение сказки таким образом, чтобы мы могли рассказать ее детям как учебную по теме профориентации. Обращаю внимание, что сказка учебная, т. е. должена научить детей выбирать про­фессию по формуле «ХОЧУ — МОГУ — НАДО», не забывайте об этом.

Одновременно будут работать несколько групп в зависимости от количества участников (по 5-6 человек в группе).

Примечание:

Каждая группа готовит сценарий сказки (при желании и готовности участников проиг­рывает его).

Обсуждение результатов

Чему учит сказка, которую вы только что прослушали (посмотрели)?

 

6. Упражнение «Жил-был у бабушки серенький козлик...»

Цель: научить участников находить свою долю ответственности за принятые решения.

Работа в подгруппах.

Инструкция участникам

Жил-был у бабушки серенький козлик... Всем известно, что потом с ним приключилось. Кто в ответе за то, что остались от козлика рожки да ножки? Виноват ли сам козлик, что отлучился в дремучий лес? А может, виноват злой Серый Волк, задравший с голодухи несчаст­ное животное?

Некоторые уверены, что за ситуацию полностью отвечает та самая бабушка, которая отставила козлика без присмотра... Вы согласны?

Попробуйте выразить свое мнение в виде графической диаграммы. Например так:

А теперь давайте нарисуем для себя диаграмму ответственности за принятие решения, связанного с выбором профессии (Приложение 2).

Кто отвечает за решение и, в каком объеме:

•         учителя;

•         родители;

•         профконсультанты;

•         друзья;

•         Я.

Домашнее задание

Вместе с детьми вечером нарисуйте еще раз диаграмму ответ­ственности при выборе профессии.

 

7. Упражнение «Состязание мотивов»

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция участникам:

Наша задача — путем групповой дискуссии выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии вашего ребенка,  т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого устроим состязание мотивов по олимпийской системе чтобы в конце определить мотив-победителя (приложение 3).

Наш список мотивов включает 16 фраз.

 1.  Возможность получить известность, прославиться.

2.  Возможность продолжать семейные традиции.

3.  Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4.  Возможность служить людям.

5.  Заработок.      

6.  Значение для экономики  страны, общественное и государственное

значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8.  Перспективность работы.

9.  Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Итак, сначала выберем предпочтительный мотив в каждой паре и запишем номер «победителя» в колонке 1/8. Далее сведем в очном поединке мотивы-победители и получим четыре главных мотива вы­бора профессии. Затем устроим полуфинал и, наконец, финал.

В заключение попробуйте теперь определить три первых места — три главных мотива выбора профессии.

Примечание: Возможен и индивидуальный вариант выполнения упражнения после которого можно опросить всех участников и попросить их назвать два своих главных мотива («номера финалистов»). Результа­ты опроса нужно отмечать на флип-чарте галочками, на котором пред­варительно нужно записать номера (от 1 до 16) мотивов. Таким обра­зом, формируется групповая статистика предпочтений.

Обсуждение результатов

Посмотрите на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробуйте найти 3-4 профессии, которые наилучшим образом соответ­ствуют вашем набору мотивов. Запишите эти профессии у себя. А теперь подумайте, соотносятся ли эти профессии с выбором вашего ребенка и вашим выбоорм?

Теперь поделитесь на пары и обсудите свои решения друг с дру­гом. Помогите друг другу увеличить список профессий (или родов деятельности), которые хорошо подходят к мотивам.

P.S. Можно ознакомить родителей с результатами выполнения этого упражнения их детей, сравнить и обсудить отличия / сходства.

 

8. Упражнение «Если бы... я стал бы...» [2]

Цель:

пробуждение интереса участников к осознанному профессиональ­ному самоопределению;

исследование влияния окружения и разных обстоятельств на вы­ бор профессии.

Необходимый материал: листы формата А4 для каждого участника, карандаши или фломастеры.

Инструкция участникам (1)

На окончательный выбор профессии влияет множество различ­ных условий и обстоятельств, которые невозможно игнорировать. Давайте составим список таких условий и обстоятельств. Вы будете называть их мне, а я буду записывать их на флип-чарте. Попробуйте примерить эти обстоятельства на себя, т. е. начните со слов «Если бы у меня...»

Например: если бы у меня родители были медиками, если бы я жил в глухой деревне, если бы я закончил школу с золотой медалью, если бы я свободно говорил на китайском языке и т. д.

Начали, каждый должен назвать не менее одного условия.

Процедура и замечания для тренера (1)

Участники называют свои условия по кругу, а тренер их записывает. В случае, если у кого-то возникли затруднения, тренер предлагает ему подумать и переходит к следующему участнику, однако следит, что­бы высказались все. Если участники креативны, то можно пройти два или даже три круга (пока самые активные участники не истощатся). Однако следите, чтобы называемые обстоятельства были существен­ными и при сомнениях просите участников разъяснить свою позицию (например: если бы у меня были зеленые глаза...).

Инструкция участникам (2)

Теперь посмотрите на составленные списки и по очереди выберите себе одно обстоятельство, которое вам будет интересно исследовать на предмет того, как оно может влиять на выбор профессии.

А сейчас мы разобьемся на пары и спросим своего партнера, кем бы он стал при таких обстоятельствах. Схема вопроса такая: «Кем бы ты стал (мог стать), если бы...?» Свои ответы вам надо записать на от­дельных листах.

Процедура и замечания для тренера (2)

Группа может быть разбита как на пары, так и на тройки. В последнем случае участники минигрупп выдают задания друг другу по кругу (со­седу справа). Вопросы и ответы записываются на отдельных листах по схеме: «Если бы... я стал бы...» Участники в парах могут обсудить ответы, выяснить причины (логику рассуждений) и добавить в листы свои собственные ответы.

Далее участники вывешивают свои листы с записями на стенах.

Обсуждение результатов

Можно спросить группу «Какие выводы вы можете сделать после это­го упражнения?», «Какие обстоятельства вы теперь видите, которые могут повлиять на ваш выбор?»

 

9. Упражнение «Рейтинг ошибок»

Цель:

анализ типичных ошибок при выборе профессии;

нахождение способов защиты от ошибок.         

Индивидуальная работа.

Необходимый материал: список «Ошибки в выборе профессии» (Приложение 4).

Инструкция участникам

1.  Найдите в своих раздаточных материалах страницу со списком «Ошибки в выборе профессии». Внимательно изучите этот список и отберите три ошибки, которые кажутся наиболее опасными для вас, и вашего ребенка то есть вы видите для себя и ребенка большую вероятность совершить именно эту ошибку (а может, вы или ваш ребенок ее уже совершили или совершае­те сейчас).

2.  Теперь, когда вы отобрали для себя по три наиболее вероятные ошибки, я попрошу вас по очереди назвать их номера. Я буду па­раллельно, на основе ваших решений, вести статистику на флип-чарте — ставить палочки напротив номеров ошибок.

3.  В завершение давайте обратим внимание на ошибки, которые име­ют в нашей группе наибольший рейтинг (получили больше всех выборов). Для этого мне бы хотелось, чтобы вы ответили на три вопроса.

1.  Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

2.  Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

3.  Что нужно НАЧАТЬ делать, чтобы не совершить этой ошибки?

Примечание:

В результате опроса всех участников у тренера появляется на флип-чарте частотная диаграмма.

1. 111

2. 1

3. 111111

4. 1111

5. 11

И т.д.

 

Ведущий обобщает пройденное: мотивы, ошибки…и предлагает исходя из полученного нарисовать карту профессионального пути ребенка.

 

10. Упражнение «Дорожная карта»

Цель: осознание промежуточных этапов и возможных путей дости­жения своей профессиональной цели.

Необходимый материал: готовый бланк «Дорожной карты» (при­ложение 5)

Инструкция участникам

Откройте свои раздаточные материалы на странице с заголовком
«Дорожная карта».

Сформулируйте профессиональную цель для вашего ребенка:

поступление в конкретное учебное заведение;

окончание конкретного учебного заведения и получение специ­альности;

устройство на конкретное место работы;

конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего.

3.       Запишите сверху на листе профессиональную цель (конеч­ную остановку вашего пути).

Продумайте и запишите в «дорожную карту» вашего ребенка остановки.

Разделитесь на пары и расскажите партнеру о своем пути к профессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтер­нативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот дру­гой путь на своей карте.

Домашнее задание

Нарисуйте «дорожную карту» совместно со всеми членами семьи и обсудите варианты каждого. Найдите альтернативные решения.

 

7. Завершение.

Участники по кругу высказывают свои впечатления, мысли и отвечают на вопросы:

Что нужно НАЧАТЬ делать нового сразу после тренинга?

Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать после тренинга?

Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать?

Результативность тренинга можно оценить по вербализации участников профессиональных планов, осознании ошибок и желании исправить их.

 

 

 

 

Приложение

Ошибки в выборе профессии

1. ОТНОШЕНИЕ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ КАК К НЕИЗМЕН­НОМУ.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должно­стей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. БЫТУЮЩИЕ МНЕНИЯ О ПРЕСТИЖНОСТИ ПРОФЕС­СИИ.

В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что не­которые важные для общества профессии, занятия считаются недо­стойными, неприличными (например, мусорщик).

3. ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПОД ПРЯМЫМ ИЛИ КОСВЕННЫМ ВЛИЯНИЕМ ТОВАРИЩЕЙ (за компанию, чтобы не отстать).

Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. ПЕРЕНОС ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ - ПРЕДСТАВИТЕ­ЛЮ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ПРОФЕССИИ - НА САМУ ПРОФЕССИЮ.

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается дан­ным видом деятельности.

5. УВЛЕЧЕНИЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЙ ИЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ЧАСТНОЙ СТОРОНОЙ ПРОФЕССИИ.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напря­женный, будничный труд.

6. ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕД­МЕТА С ПРОФЕССИЕЙ ИЛИ ПЛОХОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ ЭТИХ ПОНЯТИЙ.

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требу­ется знание языка, много — переводчик, экскурсовод, телефонист меж­дународной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учиты­вать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. УСТАРЕЛЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ХАРАКТЕРЕ ТРУДА В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА.

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. НЕУМЕНИЕ РАЗОБРАТЬСЯ, ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧКИ РАЗБИРАТЬСЯ В СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ (склонностях, способностях).

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учи­теля, товарищи.

9. НЕЗНАНИЕ ИЛИ НЕДООЦЕНКА СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ, НЕДОСТАТКОВ, СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказа­ны, так как они могут ухудшить твое состояние здоровья.

10. НЕЗНАНИЕ ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОПЕРАЦИЙ И ИХ ПОРЯДКА ПРИ РЕШЕНИИ, ОБДУМЫВАНИИ ЗАДАЧИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ.

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь опреде­ленные действия в определенной последовательности. Было бы ра­зумно поступить так же и при выборе профессии.