Практическое занятие

 с обучающимися 5-7 классов

 

на тему: «Мои способности»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

Цель: формирование способностей к самопознанию, самораз­витию и самореализации, развитие мотивации к достижению по­зитивных жизненных целей.

 

Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упраж­нениях.

Необходимые материалы: лист ватмана, маркер.

Ритуальное упражнение «Доброе животное», которым начинается и заканчивается каждое занятие.

Цель: Сплочение группы.

 

Методика проведения:

Ведущий: «У нас организована группа. Для того, чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и  возьмитесь за руки, вы – одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного – большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).

 

Знакомство с целями тренинга

Цель: Знакомство с целями тренинга.

Содержание:       Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга, в форме, доступной для понимания подростками. Это может звучать так:

«Ребята, в жизни человека часто складыва­ются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем. В подростко­вом возрасте — это проблема выбора профессии, круга общения, возможностей реализации себя и своих способностей в жизни. На наших занятиях мы все вместе будем учиться понимать себя, дру­гих людей и в соответствии с этим строить лич­ные жизненные планы, учиться принимать по­мощь других людей и помогать им в достижении их планов».

 

Заметки для ведущего: Ребята могут высказаться, что им про все это уже говорили на уроках профориентации. Нужно объяснить, что на занятиях этого блока будет говориться не о профессиях, а о личностных чер­тах и устремлениях.

 

Выработка правил поведения на занятиях

Цель: Принятие правил работы в группе.

Содержание: Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки ведущий предлагает при­нять правила, по которым будет жить группа. Не­смотря на то что и раньше в группе принимались правила, теперь они будут особенными, так как на занятиях данного блока будут происходить разговоры об очень сокровенном, о мечтах и планах участников.

Мы равны в возможности высказываний.

Мы свободны в выборе своей точки зрения.

Мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор.

Мы никогда не унизим своего товарища.

Мы не будем рассказывать о личных тайнах за пределами группы.

Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы.

Мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом своей группы.

Заметки для ведущего: Желательно, чтобы ребята предложили свои ведущего    правила, это придаст им ценность, и участники будут выполнять их просто потому, что сами предложили.

 

Упражнение «Молчанка - говорилка»

Цель: Развитие навыков слушания в ситуации, когда говорят другие, умения держать паузу.

Содержание:       Упражнение выполняется в парах.

Правила игры: сначала партнерам в тече­ние двух минут необходимо молчать и смотреть друг другу в глаза, может быть, общаться глазами. Важно удерживать внимание без разговоров и со­блюдать дистанцию. Следующие две минуты — говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умол­кая (можно применить скороговорки, послови­цы, любые стихи, афоризмы, все, что можно ска­зать, не оскорбляя партнера и не затрагивая его личное).

В обсуждении следует задать следующие вопросы: как ты себя чувствовал в ситуации мол­чания и как, когда тебя не слушали, а говорили? Что тебе больше понравилось, что показалось трудным?

Заметки для         Важно предупредить ребят, что людям порой

ведущего    трудно выдерживать пристальный взгляд другого человека, поэтому не нужно «ввинчиваться» глазами или стараться переглядеть партнера, а, наоборот, смотреть, как будто вы доброжелатель­но наблюдаете что-то знакомое и не слишком значимое, вы не рассматриваете через микроскоп недостатки партнера, а просто смотрите на него.

Обычно подростки высказываются, что трудно было молчать обоим: основное направле­ние их психической деятельности предполагает общение, они могут слушать, когда говорит дру­гой, или говорить сами. Молчание вдвоем — до­статочно трудное испытание. Но его необходи­мо выдержать, нужно учиться держать паузу.

В распределении пар необходимо приме­нить метод случайного выбора: можно восполь­зоваться выбросом пальцев — по команде каждый выбрасывает желаемое число пальцев, и партнер отсчитывается, начиная с любого игрока по вы­бору ведущего.

 

Упражнение «Установление дистанции»

Цель: Определение личного расстояния в играх и упражнениях.

Содержание: Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в бесе­де с другими людьми наиболее комфортно. Обыч­но оно выбирается бессознательно, и при этом: значимыми оказываются личные взаимоотноше­ния с партнером по общению. В тундре и пусты­не чужие люди могут общаться на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где лю­дей много, личное расстояние сокращается.

По очереди каждый участник встает в центр круга. К нему один за другим подходят все члены группы. Каждый двигается до тех пор, пока стоящий в центре не скажет «Стоп!», то есть когда он начнет испытывать дискомфорт. Все участники должны запомнить, на какое расстояние к кому можно приближаться.

До начала упражнения ведущему необходи­мо обратить внимание ребят на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близ­кое расстояние, — просто человеку удобнее об­щаться именно так. Можно провести пробу: вызы­ваются два добровольца, один стоит, молча, а другой, говоря все, что ему приходит на ум, «наска­кивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.

 

Заметки для ведущего: Обычно изгои или дети, подвергавшиеся насилию, не разрешают подойти к себе близко. Это ожидаемая реакция с их стороны. В упражнени­ях следует оберегать этих ребят от близких кон­тактов и в игровые упражнения с телесными кон­тактами вводить с особой осторожностью. А подросткам объяснить, что отторжение близко­го расстояния с партнером — это структура их психики, человек бессознательно не хочет, что­бы к нему близко подходили, и нужно уважать его желание.

 

Упражнение «Дружеская рука»

Цель:     Формирование доверительной атмосферы в группе.

Содержание:       Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Веду­щий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие не зна­ли, кто к ним подходит. Задача: не открывать гла­за. Важно терпение.

По окончании следует спросить каждого участника: трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым? Приятно или неприятно было чувствовать неизвестные руки на плечах?

Заметки для ведущего:     Особое внимание надо уделить изгоям. Они обычно опасаются быть узнанными, их руки дрожат. Следует подойти вместе с этим подростком к выбранному партнеру и вместе с ним положить руки на его плечи. В конечном итоге нужно вы­вести подростков на осознание того, что, когда мы испытываем по отношению к человеку нега­тивные чувства, любое его действие мы будем вос­принимать негативно, даже если протягивается дружеская рука. Но ведь этот человек подходил к вам с добрыми намерениями, зачем, же отторгать его дружелюбный настрой? Вот это стоит обсу­дить.

 

Рефлексия

Цель:  Получение обратной связи.

Содержание:Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет.