Практическое занятие
с обучающимися 5-7 классов
на тему: «Мои способности»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
Цель: формирование способностей к самопознанию, саморазвитию и самореализации, развитие мотивации к достижению позитивных жизненных целей.
Цель: формирование доброжелательной рабочей обстановки в группе, установление личных границ при взаимодействии в упражнениях.
Необходимые материалы: лист ватмана, маркер.
Ритуальное упражнение «Доброе животное», которым начинается и заканчивается каждое занятие.
Цель: Сплочение группы.
Методика проведения:
Ведущий: «У нас организована группа. Для того, чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнять упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмитесь за руки, вы – одно большое доброе животное. А раз это живое существо, значит, оно дышит (шаг назад – вдох, шаг вперед – выдох с шумом) – 3-4 раза. У животного – большое доброе сердце. Оно бьется (2 шага назад притоптывая, 2 шага вперед притоптывая).
Знакомство с целями тренинга
Цель: Знакомство с целями тренинга.
Содержание: Ведущий представляется и знакомит участников с целями тренинга, в форме, доступной для понимания подростками. Это может звучать так:
«Ребята, в жизни человека часто складываются ситуации, когда он должен выбрать для себя, как он может жить в дальнейшем. В подростковом возрасте — это проблема выбора профессии, круга общения, возможностей реализации себя и своих способностей в жизни. На наших занятиях мы все вместе будем учиться понимать себя, других людей и в соответствии с этим строить личные жизненные планы, учиться принимать помощь других людей и помогать им в достижении их планов».
Заметки для ведущего: Ребята могут высказаться, что им про все это уже говорили на уроках профориентации. Нужно объяснить, что на занятиях этого блока будет говориться не о профессиях, а о личностных чертах и устремлениях.
Выработка правил поведения на занятиях
Цель: Принятие правил работы в группе.
Содержание: Для плодотворной работы и создания доверительной обстановки ведущий предлагает принять правила, по которым будет жить группа. Несмотря на то что и раньше в группе принимались правила, теперь они будут особенными, так как на занятиях данного блока будут происходить разговоры об очень сокровенном, о мечтах и планах участников.
Мы равны в возможности высказываний.
Мы свободны в выборе своей точки зрения.
Мы уважаем мнение другого и его право на свой выбор.
Мы никогда не унизим своего товарища.
Мы не будем рассказывать о личных тайнах за пределами группы.
Мы не перенесем игровые ситуации на нашу жизнь вне группы.
Мы уважаем мнение ведущего и считаем его членом своей группы.
Заметки для ведущего: Желательно, чтобы ребята предложили свои ведущего правила, это придаст им ценность, и участники будут выполнять их просто потому, что сами предложили.
Упражнение «Молчанка - говорилка»
Цель: Развитие навыков слушания в ситуации, когда говорят другие, умения держать паузу.
Содержание: Упражнение выполняется в парах.
Правила игры: сначала партнерам в течение двух минут необходимо молчать и смотреть друг другу в глаза, может быть, общаться глазами. Важно удерживать внимание без разговоров и соблюдать дистанцию. Следующие две минуты — говорить о чем-то, обсуждать что-либо, не умолкая (можно применить скороговорки, пословицы, любые стихи, афоризмы, все, что можно сказать, не оскорбляя партнера и не затрагивая его личное).
В обсуждении следует задать следующие вопросы: как ты себя чувствовал в ситуации молчания и как, когда тебя не слушали, а говорили? Что тебе больше понравилось, что показалось трудным?
Заметки для Важно предупредить ребят, что людям порой
ведущего трудно выдерживать пристальный взгляд другого человека, поэтому не нужно «ввинчиваться» глазами или стараться переглядеть партнера, а, наоборот, смотреть, как будто вы доброжелательно наблюдаете что-то знакомое и не слишком значимое, вы не рассматриваете через микроскоп недостатки партнера, а просто смотрите на него.
Обычно подростки высказываются, что трудно было молчать обоим: основное направление их психической деятельности предполагает общение, они могут слушать, когда говорит другой, или говорить сами. Молчание вдвоем — достаточно трудное испытание. Но его необходимо выдержать, нужно учиться держать паузу.
В распределении пар необходимо применить метод случайного выбора: можно воспользоваться выбросом пальцев — по команде каждый выбрасывает желаемое число пальцев, и партнер отсчитывается, начиная с любого игрока по выбору ведущего.
Упражнение «Установление дистанции»
Цель: Определение личного расстояния в играх и упражнениях.
Содержание: Ведущий объясняет, что у каждого человека существует свое индивидуальное безопасное расстояние, на котором он чувствует себя в беседе с другими людьми наиболее комфортно. Обычно оно выбирается бессознательно, и при этом: значимыми оказываются личные взаимоотношения с партнером по общению. В тундре и пустыне чужие люди могут общаться на расстоянии многих метров, в то время как в городе, где людей много, личное расстояние сокращается.
По очереди каждый участник встает в центр круга. К нему один за другим подходят все члены группы. Каждый двигается до тех пор, пока стоящий в центре не скажет «Стоп!», то есть когда он начнет испытывать дискомфорт. Все участники должны запомнить, на какое расстояние к кому можно приближаться.
До начала упражнения ведущему необходимо обратить внимание ребят на то, что не следует обижаться, если кто-то не подпускает их на близкое расстояние, — просто человеку удобнее общаться именно так. Можно провести пробу: вызываются два добровольца, один стоит, молча, а другой, говоря все, что ему приходит на ум, «наскакивает» на него, пытается войти в тесный контакт. Участники делятся впечатлениями: что чувствует тот, кто наскакивает, и тот, личное пространство которого нарушается таким образом.
Заметки для ведущего: Обычно изгои или дети, подвергавшиеся насилию, не разрешают подойти к себе близко. Это ожидаемая реакция с их стороны. В упражнениях следует оберегать этих ребят от близких контактов и в игровые упражнения с телесными контактами вводить с особой осторожностью. А подросткам объяснить, что отторжение близкого расстояния с партнером — это структура их психики, человек бессознательно не хочет, чтобы к нему близко подходили, и нужно уважать его желание.
Упражнение «Дружеская рука»
Цель: Формирование доверительной атмосферы в группе.
Содержание: Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть руки, так, чтобы другие не знали, кто к ним подходит. Задача: не открывать глаза. Важно терпение.
По окончании следует спросить каждого участника: трудно ли было не открывать глаза? Подглядывал ли? Был ли терпеливым? Приятно или неприятно было чувствовать неизвестные руки на плечах?
Заметки для ведущего: Особое внимание надо уделить изгоям. Они обычно опасаются быть узнанными, их руки дрожат. Следует подойти вместе с этим подростком к выбранному партнеру и вместе с ним положить руки на его плечи. В конечном итоге нужно вывести подростков на осознание того, что, когда мы испытываем по отношению к человеку негативные чувства, любое его действие мы будем воспринимать негативно, даже если протягивается дружеская рука. Но ведь этот человек подходил к вам с добрыми намерениями, зачем, же отторгать его дружелюбный настрой? Вот это стоит обсудить.
Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Содержание:Участники делятся впечатлениями, что понравилось, что нет.