Тренинг

 родителям школы

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

Цели: обсуждение семейных заповедей, получение обратной связи от участников тренинга, завершение работы в группе.

Содержание занятия

1.  Психогимнастическое упражнение. Участники по очереди дарят подарок своему соседу слева, но делают это невербально, то есть без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

2.   Упражнение «Семейные заповеди». Участникам группы предла­гается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, ко­торых придерживаются все члены семьи). Затем про­исходит взаимообмен написанным в кругу. Как пока­зывает опыт, родителям интересно знать, какова се­мейная жизнь других людей. Это позволяет сравнить свои представления о ней с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удов­летворяют, а какие - нет».

Примеры из практики

Написание семейных заповедей помогает лучше осо­знать механизмы внутрисемейного взаимодействия. Семейные заповеди можно рассматривать как своего рода ценности, существующие в семье, от которых труд­но отказаться и которые выступают как регуляторы поведения членов семьи. Для участников группы се­мейные заповеди — это обычаи, правила, запреты, при­вычки, взгляды, которых придерживаются все члены семьи. Список составляемых заповедей может охваты­вать отношения к различным сторонам семейной жиз­ни: к еде, к вещам, к приему гостей, к старшим или младшим членам семьи, к животным и т. д. Участники  группы, чьи взаимоотношения в се­мье являются более гармоничными и благоприятными, чаще упоминают заповеди, связанные с взаимодейст­вием и взаимоотношениями между членами семьи, а участники, испытывающие трудности во взаимодейст­вии и указывающие на проблемы в воспитании ребен­ка, больше ориентируются на другие ценности. Приве­дем два примера,  описанные И.М. Марковской  иллюстрирующие эту мысль.

Участница Д. С. перечислила такие заповеди: при расставании обязательно поцеловать друг друга; го­ворить спасибо за обед; в уборке квартиры участвует вся семья; дни рождения всегда отмечаются и пригла­шаются гости; когда дочерям желают спокойной ночи, их обязательно надо поцеловать.

 Другая участница, которая, в противоположность Д. С, проявила высо­кую степень неудовлетворенности семейными отно­шениями, назвала такие заповеди: нет четкого плана, когда и кто убирает квартиру; дедушку тревожить нельзя, а надо оберегать его от трудностей и пережи­ваний; в семье не любят пьяных; женщин не уважают; ребенок — это все, для него в доме все.

3.  Упражнение «Семейный портрет». Каждый участник на отдель­ном листе рисует свой семейный автопортрет: себя и свою семью - в любой художественной манере (реа­листической, символической, абстракционистской и т. д.). Листы не подписываются и не показываются дру­гим участникам. После того как все нарисовали и сда­ли свои рисунки ведущему, он организовывает из всех участников «экспертную комиссию», которая опреде­ляет авторов рисунка. Каждый «эксперт» получает рисунок неизвестного художника, и его задача состо­ит в том, чтобы догадаться, чьему перу принадлежит «полотно», и обосновать свои предположения. Ока­зывается, что рисование семьи для взрослых людей столь же увлекательно, как и для многих детей.

4.   Далее ведущий просит участников ответить на вопросы в письменном виде.

 

-  Какая тема (занятие, или просто информация) показалась вам наиболее интересной?

-  Какое открытие для себя вы сделали в ходе за­нятий в группе?

-  Какие изменения, которые произошли в семье, вы отметили бы?

Что вы хотели бы добавить, какую тему углубить?

Занятие заканчивается обменом впечатлениями и мне­ниями, возникшими в ходе проведения всего тренинга.