Практическое занятие 

 с обучающимися 5-7 классов

 

на тему: «Эмпатия»

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

Цель: актуализация представлений о своих сильных сторонах, развитие эмпатии и способности к конструктивному взаимодей­ствию в группе.

 

Упражнение «Говорю, что вижу»

Цель: Развитие навыков безоценочного принятия других людей.

Содержание:       Сидя в круге, участники наблюдают за поведением других и по очереди говорят, что они видят, рассматривая любого из участников. Веду­щий следит за тем, чтобы не использовались оце­ночные суждения и умозаключения. Важно толь­ко говорить о том, что предстает взору, а не то, какие реакции возникают в ответ на это.

В обсуждении следует спросить, часто ли хотелось дать собственную оценку действий дру­гих участников или их личностных качеств? Было ли сложно удержаться от применения оценочных категорий? Что участники чувствовали, когда го­ворили о них и когда им приходилось говорить о других?

 

Заметки для ведущего: С ребятами можно обсудить случаи, когда оценка со стороны шла впереди человека. Бывает, что, получив негативную информацию о не­знакомом человеке, мы встречаем его негативно.

 

Упражнение «Ассоциации»

Цель: Развитие наблюдательности, эмпатии и способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

 

Содержание:       Доброволец выходит из комнаты. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадают. Водящий возвращается, ему дается три попытки отгадать, кого загадала группа, ему можно задать три вопроса, с кем или с чем ассоциируется зага­данный член группы: с каким праздником, с каким животным или растением, с каким предметом или проявлением природы. Если и после третьей по пытки не удалось определить загаданного участ­ника, то дается дополнительный вопрос, который не должен касаться имени или физических харак­теристик. Если последняя попытка вновь оказалась нерезультативной, водящий сдается, а группа от­крывает имя того, кого ему нужно было разгадать.

 Упражнение можно повторить с другими добровольцами.

В обсуждении важно выяснить: насколько было трудно дать определенную характеристику человеку, насколько было трудно отгадать зага­данного члена группы?

 

Заметки для ведущего: Можно обсудить с ребятами случаи, когда не удалось отгадать задуманного участника; может быть, в этом случае срабатывают собственные ус­тановки по поводу конкретного человека, и мы не можем ассоциировать его с чем-то, что сами не принимаем.

 

Упражнение «Взглянем вместе»

Цель: Развитие способности чувствовать партнера и согласовывать с ним свои действия.

 

Содержание:       Участники делятся на пары и встают спинами друг к другу. По команде ведущего они со­средотачиваются друг на друге и поворачивают­ся друг к другу лицом. Задание: оба партнера должны оказаться лицом друг к другу одновре­менно и посмотреть в глаза.

По окончании выполнения упражнения ребята высказываются: трудно ли было угадать желание партнера? Что помогало его почувство­вать? Что они чувствовали, когда стояли к нему спиной и когда посмотрели в глаза?

 

Заметки для ведущего: Нужно предупредить, чтобы взгляд в глаза партнера был доброжелательным, а не сверлящим и подозрительным.

 

Упражнение «Великий мастер»

Цель: Актуализация представлений о своих сильных сторонах.

Содержание:       Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов: «Я великий мастер...» Например, мастер рисования плакатов, приготовления особенных блюд, составления компьютерных программ и т. д. Задача: убедить в этом остальных.

 

Ведущий спрашивает: «Может ли кто-то из присутствующих сделать это

лучше?» Если вся группа соглашается с утверждением, то этот человек признается «великим мастером» на­званного занятия. Группа награждает его аплодисментами.

 

Обсуждение:

Трудно ли было хвалить себя и почему?

Всегда ли нужна такая скромность?

В каких ситуациях нужно говорить о своих досто­инствах?

Приятно ли получать аплодисменты?

 

Заметки для        ведущего: Изгои, как правило, в этом упражнении остаются в стороне. Нужно помочь им справиться с опасениями быть осмеянным и выйти перед груп­пой вместе с ним в качестве «группы поддержки».

 

Рефлексия

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.