Психологическое занятие №8 

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «Уверенность в себе"

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

   Цель: освоение подростками знаний в области практики развития ассертивности, а так же помочь детям лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны.

   Задачи: - отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции;

                 - всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности участника, направленный на формирование чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

 

Упражнение «Мои умения»

Цель: установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему занятию.

Ход упражнения: Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, когда я скажу: «пересядьте все те, кто умеет водить машину», все те, кто умеет водить машину, должны поменяться местами. При этом, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся  мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу.

 

Обсуждение: Что для вас было сложным в выполнении этого упражнения?

Что вы узнали нового о своих одноклассниках?

Какие чувства вы испытывали, когда вам не удавалось занять место?

 

Лекция «Уверенность в себе»

Уверенность в себе - это, прежде всего, внутренняя установка; принятие себя со всеми своими потребностями, желаниями, предпочтениями, умение выражать свои желания, предпочтения, потребности. Уверенность в себе и знание своих целей делает человека всесильным настолько, чтобы осуществить свою мечту. Быть уверенным в себе означает умение определить и выразить свои желания, потребности, любовь, нелюбовь, ожидания. Уверенное поведение, например, выражается в умении обратиться с просьбой к другому так, чтобы не обидеть его и не унизить себя или тактично ответить отказом на его просьбу. Компонентами уверенного ответа могут быть поза тела, жесты, выражение лица, невербальные речевые характеристики и вербальное содержание ответа. Уверенный человек- это хозяин самого себя. И он может отказать в чём - то другим людям, руководствуясь своими правилами, ничего не объясняя. Делается это спокойно и вежливо. Когда мы уверены в себе, мы доверяем себе. Мы верим, что у нас есть то, что необходимо иметь для достижения цели и что мы не растеряемся, если ее не достигнем. Уверенность в себе стоит в одном ряду с самоуважением, но слово уверенность обычно применяется, когда мы говорим о своих умениях (Я уверен, что смогу сбросить вес), в то время как самоуважение в обыденной речи выступает как ценностная категория.

Наше мнение о себе основывается на двух главных источниках, первый - это наш собственный опыт, а второй - то, что по нашему мнению люди думают о нас.

Уверенные в себе люди говорят громко и ясно, но никогда не переходят на крик, часто смотрят в глаза собеседнику, но не "сверлят собеседника глазами", всегда выдерживают оптимальную дистанцию общения, не приближаясь к собеседнику вплотную. Уверенные в себе люди умеют держать паузу в разговоре, редко перебивают партнеров, способны ясно и четко выражать свои мысли. Уверенные в себе люди открыто говорят о своих чувствах, желаниях и претензиях, сопровождая их кратким и четким обоснованием, часто используют местоимение я, не боятся выражения личного мнения. Оскорбления, упреки, обвинения редко можно услышать от уверенных в себе людей. Все претензии к окружающим они высказывают от своего собственного лица.

Упражнение «Немного о себе»

Цель: научится уверенно говорить о своих положительных качествах, а также научится слушать других.

Ход упражнения: Участникам необходимо сесть в два круга один внутренний другой наружный, участники внешнего круга хвалят себя в течение минуты, после того меняются и хвалят себя уже участники внутреннего круга.

Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что вы заметили в процессе выполнения упражнения? Трудно ли было хвалить себя?

 

Упражнение «Контраргументы»

Цель: создание условий для самораскрытия.

Ход упражнения: каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе. Это могут быть черты характера, привычки, мешающие в жизни, которые хотелось бы изменить.

Остальные участники внимательно слушают и по окончании выступления обсуждают сказанное, пытаясь привести контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить отмеченным недостаткам или даже показывая, что наши слабости в одних случаях, становятся нашей силой в других.

Обсуждение: Что вы ощущали, когда говорили о своих слабых сторонах? Вам было легко или сложно делится своими слабыми сторонами? Что нового вы узнали?

Упражнение «Преувеличение  или полное изменение поведения»

Цель: формирование навыков модификации и коррекции поведения на основе анализа разыгрываемых ролей и группового разбора поведения.

Ход упражнения: Это ролевая игра, в которой членам группы дается возможность проиграть свои внутриличностные конфликты. Разыгрывание ролей используется для расширения осознания поведения и возможности его изменения.

Участник сам выбирает нежелательное личное поведение, или группа помогает ему выбрать поведение, которое им не осознается.

    Если член группы не осознает этого поведения, он должен преувеличить его. Например, робкий член группы должен говорить громким авторитарным тоном, постоянно хвастаясь. Если же участник осознает поведение и считает его нежелательным, он должен полностью изменить его. На разыгрывание ролей каждому дается 5-7 минут. Затем все участники делятся своими наблюдениями и чувствами.

 

Обсуждение: Давайте  поделимся своими наблюдениями и чувствами. Как вы себя ощущали в момент разыгрывания желательного и нежелательного поведения? Что заметили в ходе упражнения?

Рефлексия:

- Что удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга?

- Чему научились?

- Что нужно развивать на будущее?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

 Организационный конец:

До завтра! Спасибо за продуктивную работу! Похлопаем друг другу!