Тренинг №1

 по профилактике

алкогольной и наркотической зависимости

у подростков

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 

Цели тренинга:

сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;

выработать навыки отказа от наркотиков, научить их  отстаивать свои интересы.

 

Задачи тренинга:

осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.

обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.

разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.

развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.

 

 

ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ.

  Цели и задачи:

познакомить участников между собой,

обеспечить атмосферу принятия и безопасности,

выработать правила групповой работы,

прояснить ожидания участников и познакомить их с программой занятий.

 

Информирование участников, введение новых понятий и терминов:

ТРЕНИНГ - активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае - на профилактику наркотической и алкогольной зависимости).

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния.

РЕФЛЕКСИЯ - процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы

 

УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖНЫЙ КОМ»

         Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.  

 

УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ»

         Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет.

          Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место.

           Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.       

УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ».

  Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим ,  придумывает и задает новый вопрос и т.д.

     НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д.                          

 

УПРАЖНЕНИЕ «Зачем я здесь?»

     Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:

Что бы я хотел получить от занятий?

Что мне может помочь?

Что мне может помешать?

Чего я жду от ведущего группы?

 

УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА».

       Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:

Закон «ОО» (о пунктуальности).

Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, другие молча слушают, и, прежде, чем взять слово, поднимают руку.

Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.

«Здесь и теперь»: то, что происходит на занятии, остается между участниками и не выходит за пределы круга.

Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, то, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

         Групповые правила можно не записывать на ватмане, а нарисовать.

 

РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»

     Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ЛЕСЕНКА».

           Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту.