Тренинг №1
по профилактике
алкогольной и наркотической зависимости
у подростков
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
Цели тренинга:
сформировать у подростков негативное отношение к принятию наркотиков;
выработать навыки отказа от наркотиков, научить их отстаивать свои интересы.
Задачи тренинга:
осознать мотивы, толкающие людей на употребление наркотиков.
обеспечить достаточную информированность подростков о вреде наркотических веществ и алкоголя.
разрушить иллюзии и ложные представления относительно алкоголя и наркотиков.
развивать у подростков навыки общения друг с другом, умение жить в обществе.
ЗНАКОМСТВО В ГРУППЕ.
Цели и задачи:
познакомить участников между собой,
обеспечить атмосферу принятия и безопасности,
выработать правила групповой работы,
прояснить ожидания участников и познакомить их с программой занятий.
Информирование участников, введение новых понятий и терминов:
ТРЕНИНГ - активные методы работы в группе, направленные на решение каких-либо личностных проблем (в данном случае - на профилактику наркотической и алкогольной зависимости).
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - определенный тип жизнедеятельности человека, благодаря которому он способен выполнять профессиональные, общественные и бытовые функции в оптимальных для здоровья условиях.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - форма деструктивного поведения, которое приносит вред самому человеку и обществу, это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния.
РЕФЛЕКСИЯ - процесс самопознания человеком своего внутреннего состояния, оценка своих ожиданий и впечатлений от групповой работы
УПРАЖНЕНИЕ «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый последующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.
УПРАЖНЕНИЕ «САМЫЙ-САМЫЙ МОЙ ПЛАКАТ»
Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: 1.Имя. 2.Возраст. 3.Знак зодиака. 4.Мой любимый цвет.
Нарисовать: а) чем я люблю заниматься, б) так я выгляжу, когда счастлив, в) вот мое любимое место.
Эти плакаты прикрепляются на груди и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.
УПРАЖНЕНИЕ «ПОСЛЕДНИЙ – ЛИШНИЙ».
Участники рассаживаются на стулья, ведущий становится в центр круга. Он задает любой вопрос, приходящий ему в голову, а все, кто ответил бы на этот вопрос утвердительно, меняются местами (ведущий тоже принимает участие). Таким образом, один из них, не успевший занять свободный стул, становиться ведущим , придумывает и задает новый вопрос и т.д.
НАПРИМЕР: «Меняются все, кто по знаку зодиака Овен!» или «Меняются все юноши» или «Меняются те, у кого зеленые глаза!» и т.д.
УПРАЖНЕНИЕ «Зачем я здесь?»
Участники по кругу говорят о том, зачем они пришли на тренинг, чего ждут от занятий, о своих целях и желаниях. Для прояснения групповых ожиданий задаются следующие вопросы:
Что бы я хотел получить от занятий?
Что мне может помочь?
Что мне может помешать?
Чего я жду от ведущего группы?
УПРАЖНЕНИЕ «ГРУППОВЫЕ ПРАВИЛА».
Есть несколько вариантов по выработке групповых правил. Можно предложить высказаться желающим о том, какие они хотели бы установить на занятиях правила, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно. Ведущий фиксирует на ватмане все предложения, затем идет короткое обсуждение. Вот некоторые из правил:
Закон «ОО» (о пунктуальности).
Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, другие молча слушают, и, прежде, чем взять слово, поднимают руку.
Без оценок: принимаются разные точки зрения, никто никого не оценивает.
«Здесь и теперь»: то, что происходит на занятии, остается между участниками и не выходит за пределы круга.
Правило «стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, то, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».
Групповые правила можно не записывать на ватмане, а нарисовать.
РЕФЛЕКСИЯ «МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ»
Каждый из участников, кто хотел бы высказаться, говорит о своих ощущениях от занятия, о своих чувствах и пожеланиях.
ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ЛЕСЕНКА».
Участники тренинга с закрытыми глазами ходят по комнате и стараются построиться по росту.