Психологическое занятие №1

по регуляции эмоционального состояния подростков

 

 

на тему: « На великие подвиги…»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

Цель: снижение рисков суицидов несовершеннолетних, актуализация жизненных ценностей, повышение жизнестойкости.

Задачи  тренинга:

  • Сформировать у участников дух исследования, готовность экспериментировать со своей ролью.
  • Развить позитивную мотивацию к самопознанию и самоанализу.
  • Сформировать позитивное самоотношение, повысить уровень самопринятия.
  • Раскрыть творческий потенциал участников.
  • Сформировать жизненные ценности.
  • Активизировать процесс поиска внутренних ресурсов.
  • Обучить коммуникативным навыкам бесконфликтного сотрудничества.

 

          Цель: знакомство и включение в групповую работу.

     Задачи:

  1. Сформировать доверительные отношения у участников программы.
  2. Познакомить участников программы друг с другом и с правилами работы в группе.
  3. Снять психоэмоциональное напряжение и настроить на активное участие и взаимодействие с остальными участниками.

 

  1. Приветствие. Знакомство.

          Участники садятся в круг.  Ведущий представляется и начинает со вступительного слова:

«Здравствуйте, дорогие участники! Я рада Вас приветствовать на занятиях программы «В поисках Эльорадо». Нам предстоит с Вами сделать  большой путь, путь лежащий через глубины нашей бесконечной души в поисках бесконечных богатств.      Как вы думаете, почему название наших занятий звучит именно так?..(участники делятся гипотезами). А слышали ли вы легенду про Эльдорабо?». 

«В 1539 году испанцы вступили на землю племени муисков и основали город Богота. Там они услышали о традиционной церемонии, которую устраивали муиски на берегу озера Гуатавита при избрании нового правителя, В то время были еще живы свидетели последней церемонии, своими глазами видевшие, как правителю оказывались необычайные почести.

Ритуал совершали на рассвете, чтобы приветствовать бога солнца. Затем в назначенный момент раздетого вождя обмазывали глиной и покрывали мельчайшим золотым песком, превращая его в буквальном смысле в «золотого человека» (по-испански el dorado - эль дора-до). Затем вождь всходил на плот из толстого тростника, и приближенные укладывали у его ног золото и изумруды - приношение богу солнца. После этого к властелину присоединялись четверо приближенных, не имевших никаких одеяний, кроме золотых корон, браслетов и других украшений. Все они также несли с собой богатые приношения. Плот отталкивали от берега, а когда он достигал середины озера, поднимали флаг, призывая всех к молчанию. В торжественной тишине вождь и его спутники бросали драгоценности в воду».

После этого ведущий озвучивает организационные моменты (режим работы), и происходит знакомство. Знакомство проходит следующим образом: каждый участник представляется тем именем, которым бы хотел, чтобы его называли на занятиях. Ведущий предлагает участникам написать свои имена на бейджах.

  1. Принятие правил группы:

«Часто бывает, что в новых коллективах возникаю ссоры, конфликты и неприятные моменты. Но мы с вами собрались тут совершенно не для этого. Сейчас я размышляю, как же нам с вами работать вместе и при этом не мешать друг другу? Какие есть идеи, ребята?»

Ведущий дает время ребятам все обдумать и начать предлагать варианты. Ведущему необходимо поощрять идеи и инициативу участников в выдвижении идей по созданию правил группы.

Каждое правило обсуждается и принимается всеми участниками группы.

Ведущий записывает на доске/ ватмане правила, с которыми согласны все участники группы.

  1. Правила, которые можно озвучить или дополнить ими идеи участников:
  1. присутствие на каждом занятии;
  2. правило «Я-высказываний» (Говорить только от своего имени и за себя);
  3. искренность в общении (Говорить только то, что думаешь, не можешь сказать искренне – молчи);
  4. взаимное уважение (Один говорит – все слушают, не перебивать, не обзываться и пр.);
  5. недопустимость оценок (Нельзя оценивать участника, его действия и точку зрения без его согласия);
  6. не опаздывать, не уходить раньше;
  7. правило «Стоп» (Любой может отказаться отвечать на какой-то вопрос)

 

  1. Упражнение 1. «Когда я шел сюда…».

Участникам группы раздаются  1 лист А4, планшет и ручки.

В течение 5 мин участникам нужно написать свои ожидания по поводу предстоящих занятий. По завершению работы, по кругу, нужно  прочесть свои ожидания (те, которые считают нужными).

Во время высказываний участников, ведущий на доске заполняет следующую таблицу:

№ дня

Ожидания

Результаты

 

1 день.

 

 

 

2 день.

 

 

 

3 день.

 

 

 

          После выслушивания всех ожиданий в таблицу заносятся основные и общие ожидания группы. В конце дня у участников собирается обратная связь по поводу результатов дня: оправдались ли их ожидания? Что было полезного для участников сегодня? Что нового узнали про себя? Что не понравилось сегодня? Все ответы участников заносятся в таблицу.

  1. Упражнение 2. «ЯКОЛКА».

Цель - упражнение направленно на формирование навыков самораскрытия, снижение эмоционального напряжения и эмоциональный разогрев подростков.

Участникам предлагается разбиться на пары и найти удобное место в пространстве тренинговой комнаты. Каждый участник в течение 5 мин. должен без остановки говорить про себя любую информацию начиная с местоимения «Я …». Например, «Я чувствую себя комфортно на занятии» и т.д. Через 5 мин. по сигналу ведущего начинает говорить 2-й участник в паре.

Потом участники возвращаются в круг и делятся впечатлениями: как изменилось ощущения после упражнения? Что понравилось?

  1. Упражнение 3. «Все-некоторые-только я».

Цель - упражнение направлено на  снижение эмоционального напряжения и эмоциональный разогрев подростков.

Все участники встают со стульев, становятся в свободный круг. Ведущий выходит в круг и рассказывает правило упражнения. «Я стою в центре круга и называю любой признак, который относится к некоторым участникам (а может быть, и ко всем), например  « Поменяйтесь местами все, кто сегодня проснулся рано!» Тот кого это  касается, вскакивает с места и бежит на другое, я тоже стараюсь занять чье-то место. Кто не успел занять чье-то место – водит».

После выполнения упражнения участники возвращаются на свои места и делятся впечатлениями.

  1. Упражнение 4. «Мяу-Гав-Му-Иго-го».

Цель - упражнение направлено на  снижение эмоционального напряжения и эмоциональный разогрев подростков.

Участникам раздаются бумажки, на которых написано название животного. Участникам нужно прочитать и никому не показывать название. По команде ведущего участники начинают ходить по комнате и издавать звуки, которые характерны для того животного, которое написано у  них на бумажке.

Через 30 сек. должно образоваться 3-4  группы.

  1. Упражнение 5. «Что у нас общего?».

Цель - упражнение направлено на сплочение группы, активизацию процесса поиска общих  признаков.

После образования 3-4 групп из предыдущего упражнения  каждой группе дается задание. В течение 10 мин каждая группа должна найти как можно больше общего у всех ее участников. Например, у нас у всех светлые волосы и мы любим мороженое. Если хоть к кому-то из группы это не относится, этот признак не принимается. Каждой группе дается листок, на котором записываются все эти качества.

Через 10 мин. участники возвращаются в общий круг и один участник от каждой группы зачитывает общие для группы признаки.

  1. Завершение. Рефлексия.

    «Наше первое занятие подходит к концу. И мне кажется, что в нашем пространстве начало что-то меняться. Как вы думаете, что изменилось в сравнении с началом?» 

Все участники по кругу делятся своими впечатлениями о первом занятии: в каком они уходят настроении, что было сегодня для них полезно. Ведущий записывает наблюдения, замечания в таблицу.