ТРЕНИНГ

 родителям школы

 

на тему: «Мир детский и мир взрослый »

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 

Цели. Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого, что выражается в особенностях восприя­тия, эмоциональных переживаниях, мотивации поведе­ния и т. д. Приобретение навыков анализа причин по­ведения ребенка, исходя из позиции ребенка.

Содержание занятия

1.  Занятие можно начинать с упражнения с мячом: бросить мяч и дать пожелание другому.

2.  Обсуждение домашнего задания в форме груп­повой дискуссии в большом кругу.

3.  Информационная часть. Ведущий объясняет причи­ны разной организации восприятия окружающего мира ребенка и взрослого, указывает на импульсивность, эмоцио­нальность, кажущуюся алогичность детских поступков, детский натурализм и т. п. Вот какие особенности детско­го мира (в сравнении с миром взрослых) могут быть названы:

-                отсутствие сложившихся взглядов;

-                быстрота перевоплощения;

-                эмоциональность;

-                высокая изменчивость;

-                необремененность бытовыми заботами;

-                открытость;

-                импульсивность;

-                вовлеченность;

-                большая слитность с внешним миром;

-                жизнь настоящими (происходящими сейчас) событиями.

Часто родителю кажется, что ребенок плохо себя ведет из-за злой воли, стремясь «насолить» родителю, однако так бывает далеко не всегда. Здесь же можно рассказать о четырех целях негативного поведения ребенка. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

-      требование внимания или комфорта;

-      желание показать свою власть или демон­стративное неповиновение;

-      месть, возмездие;

-      утверждение своей несостоятельности или неполноценности.

Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же, как взрослые, но это величайшее заблуждение. Дети делают свои вы­воды, учитывая при этом не только то, что мы им говорим, но и то, что мы при этом делаем, как ведем себя с другими людьми. Наш личный пример является подчас более воспитывающим, чем любые нравоучения.

4. «Погружение». Участникам предлагается одна или несколько ситуаций взаимодействия между роди­телями и детьми и дается задание представить себя на месте ребенка. Если для «погружения» используется принцип визуализации, которая обычно проводится с закрытыми глазами, то тогда должна быть только одна ситуация. Далее участники делятся эмоциональным опытом проживания ситуации. Ситуации могут быть подобраны с учетом возраста детей данных родителей и наиболее характерных проблемных ситуаций.

Вот примерный текст такого «погружения», состав­ленного по принципу визуализации. Для его проведе­ния можно использовать релаксационную музыку.

Упражнение «Погружение в детство».

Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол, так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Если вы хотите от­кашляться, сделайте это сейчас. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в но­гах. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам 5, 6 или 7 лет, пред­ставьте себя в том возрасте, в котором вы луч­ше себя помните. Вы идете по улице, посмотри­те, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице и рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы бере­те его за руку и чувствуете его теплую надеж­ную руку. Затем вы отпускаете его и убегаете весело вперед, но не далеко, ждете своего близ­кого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете голову и видите, что держите за руку совсем другого, незнако­мого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбает­ся. Вы бежите к нему и снова вместе за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату, и когда вы будете гото­вы, вы откроете глаза.

В этом сюжете актуализируется чувство привязан­ности и переживание потери, хотя и мгновенной, близ­кого человека. Ситуация может пробудить в участни­ках тренинга как теплые, так и тревожные чувства, она позволяет побыть ребенком и осознать, что зна­чит присутствие надежного взрослого в этом возрасте, какова его величайшая роль для формирования уверенности в дальнейшей жизни.

5. Упражнение  «Билль о правах». (Упражнение разработано Ле­бедевой Е. И. и Ежовым Д. И. для «Тренинга эффек­тивного взаимодействия взрослого и ребенка».)

Ведущий делит группу на две половины. Одна группа представляет детей, а другая -родителей. Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того как каждая группа за­кончила подготовку такого списка (в течение 15—20 ми­нут), «родители» и «дети» начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое пра­во может быть внесено в окончательный список толь­ко тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий регулирует дискуссию и выносит принятые обеими сторонами права на видное место.

Если дискуссия затягивается (а обычно она прохо­дит вполне «горячо»), ведущий проясняет, почему сто­роны не могут договориться, и прекращает обсужде­ние, воспользовавшись правом вето. Лучше заранее предупредить группу о том, сколько времени отводит­ся на обсуждение каждого пункта, обычно это зани­мает не более 3-5 минут.

В этой игровой ситуации хорошо моделируются про­цессы отстаивания детских прав и те состояния, кото­рые возникают в связи с этим у детей и родителей, поэтому при подведении итогов желательно обратить­ся к чувствам участников группы.

Еще одна рекомендация: ведущему лучше самому разделить членов группы на «родителей» и «детей», определив в группу «детей» наиболее центрирован­ных на своей родительской позиции взрослых. Необ­ходимо также напомнить «детям», что они должны писать свои права, исходя из своих детских ролей, для этого можно встать на место собственного ре­бенка или вспомнить себя в детстве. Группа может оговорить, в каком возрасте будут находиться «дети», которые пишут права, исходя из своих интересов (пра­ва шестилетних детей могут значительно отличаться от прав подростков).

6. Психогимнастическое упражнение. Один из участ­ников выходит в центр круга и закрывает глаза (или используется повязка), остальные подходят к нему и кладут свои руки на его ладони. Задача участника - угадать, чьи это руки. Другой вариант этого упражне­ния предполагает не угадывание, а определение по ру­кам, какой мамой (или каким папой) может быть этот человек: более мягким или более жестким. Таким об­разом, формируются две группы: мягкие и строгие родители. После снятия повязки основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел. Упражнение дает прекрасный повод для обратной связи участникам группы: как они восприни­маются по первому впечатлению как родители (ведь это всего лишь второе занятие).

 

7. Домашнее задание. Заполнить таблицу.

 

Что меня огорчает в моем ребенке

Что меня радует в моем ребенке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно предложить заполнение этой таблицы и другим членам семьи, которые не посещают тренинговые занятия.