Практическое занятие

с обучающимися 9, 11 классов

 

на тему: « К сдаче ГИА и  ЕГЭ  ГОТОВ!»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

Цель: психологическая подготовка учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

 

Задачи:

  • Формирование положительного  настроя на работу;
  • Формирование единого рабочего пространства;
  • Обучение методам нервно-мышечной релаксации;
  • Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием;
  • Повышение сопротивляемости стрессу;
  • Отработка навыков поведения на экзамене;
  • Развитие навыков самоконтроля.

Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор; лист бумаги для ответа диагностики, памятки по количеству учащихся.

                                                Ход  занятия

1.              Организационный этап.

«Добрый  день, дорогие девятиклассники. Очень рада вас видеть. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить  о важных моментах вашего обучения, а именно, о предстоящих  экзаменах, которые вот уже несколько лет сдаются  в новой форме. Это государственная итоговая  аттестация.

 Тема  нашего  занятия «К экзамену ГОТОВ!» Как эффективно подготовиться  к экзамену  с точки зрения  психологического настроя». Мы научимся  сопротивляться  стрессу, снимать тревожность, продолжим  формировать  такие качества как самоконтроль  и самообладание.

2.              Упражнение-разминка «Ассоциации»

Придумать  ассоциации  на  слово ГИА. Ответы  записываем  на  доске, затем проходит обсуждение.

3.              Диагностика

«Срывы на экзаменах являются  распространенным проявлением волнения, тревоги и даже  страха. И зависят  они  в большинстве  случаев  не  от теоретической, а  от психологической  подготовки. Я  предлагаю проверить,  на сколько каждый  из вас предрасположен  к экзаменационному стрессу». Опросник «Насколько  я предрасположен  к  стрессу».

4 Лекция  « Кратковременные эффективные  средства  борьбы  со  стрессом»

Упражнение «Противострессовое дыхание»

Медленно выполнить глубокий вдох через нос ( на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).

Повторять данное упражнение следует  не более трех раз, так как  в противном случае  может  возникнуть  головокружение.

Упражнение «Переход во  времени»

Вспомните приятные  мгновения (поездка на море, в гости, недавняя смешная ситуация).

Данный « переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут

Упражнение «Комок»

Свое напряжение  можно вложить  в комканье газетного листа, который затем выбросить  ведро.

Упражнение Контакт  с водой

В период возникновения стрессовой ситуации  с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица  за  ушами.

Лекция «Положительные мысли»

« В окружающем  мире ничего не происходит случайно, ничто не существует отдельно, само по себе. Все  взаимосвязано  и материально. Научные и социально-психологические исследования  подтверждают, что окружающий мир материален.

Любой  человек похож на мыльный пузырь. Он видит  в окружающем мире свое  внутреннее содержание.

Любая мысль материализуется. Мне ничего не хочется», у  меня ничего не получится.

Резервы человеческой психики безграничны. На  помощь приходит  самопрограммирование. При подготовке  к экзамену вам помогут некоторые фразы-формулы  достижения цели. Им необходимо говорить   с позитивным  настроем.

 Примеры фраз-формул для  самопрограммирования:

Я могу получать  радость каждый день  своей жизни, даже если  впереди меня  ждет  экзамен.

Экзамен - лишь часть моей жизни.

Я могу управлять  своими  внутренними ощущениями.

Чтобы  ни  случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.

Я твердо  уверен, что  у меня  все  будет хорошо, и я  успешно  сдам  экзамены.

Кроме того, снять напряжение  при  подготовке к  экзамену,  и  после его  сдачи  смогут  следующие  действия:

1)              спортивные занятия;

2)              контрастный душ

3)              стирка белья

4)              мытье посуды

5)              танцы под музыку

6)              прогулка  в тихом месте на природе

7)              пальчиковое рисование( ложка муки, ложка воды, ложка краски)

8)              смотреть на горящую свечу.

 

Лекция «Поддержка работоспособности при подготовке к экзаменам»

«Ребята, для эффективной подготовки к экзамену важно знать следующие условия поддержания работоспособности.

Необходимо чередовать умственный и физический труд.

После 40-50 минутной подготовки важно организовать 8-10- минутную перемену, обязательно встав из-за письменного стола.

Важно беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут отвести глаза  от книги, посмотреть вдаль.

 «Я считаю, что мы  достаточно продуктивно поработали. Надеюсь, вы сможете вовремя  и правильно применить психологические техники, с которыми мы сегодня познакомились.

В заключение хотелось бы узнать ваше мнение  о занятии.

Напоследок хочу каждому из вас дать памятку, в которой  вы найдете еще некоторые секреты эффективной подготовки  к экзамену. Вы  с легкостью  сможете преодолеть экзаменационную  тревожность и справиться  с этим  испытанием! Удачи!