Практическое занятие
с обучающимися 9, 11 классов
на тему: « К сдаче ГИА и ЕГЭ ГОТОВ!»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
Цель: психологическая подготовка учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Задачи:
- Формирование положительного настроя на работу;
- Формирование единого рабочего пространства;
- Обучение методам нервно-мышечной релаксации;
- Формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием;
- Повышение сопротивляемости стрессу;
- Отработка навыков поведения на экзамене;
- Развитие навыков самоконтроля.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор; лист бумаги для ответа диагностики, памятки по количеству учащихся.
Ход занятия
1. Организационный этап.
«Добрый день, дорогие девятиклассники. Очень рада вас видеть. Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о важных моментах вашего обучения, а именно, о предстоящих экзаменах, которые вот уже несколько лет сдаются в новой форме. Это государственная итоговая аттестация.
Тема нашего занятия «К экзамену ГОТОВ!» Как эффективно подготовиться к экзамену с точки зрения психологического настроя». Мы научимся сопротивляться стрессу, снимать тревожность, продолжим формировать такие качества как самоконтроль и самообладание.
2. Упражнение-разминка «Ассоциации»
Придумать ассоциации на слово ГИА. Ответы записываем на доске, затем проходит обсуждение.
3. Диагностика
«Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. И зависят они в большинстве случаев не от теоретической, а от психологической подготовки. Я предлагаю проверить, на сколько каждый из вас предрасположен к экзаменационному стрессу». Опросник «Насколько я предрасположен к стрессу».
4 Лекция « Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом»
Упражнение «Противострессовое дыхание»
Медленно выполнить глубокий вдох через нос ( на счет 1-2-3); на пике вдоха на мгновение задержать дыхание (4-5), после чего сделать через рот выдох как можно медленнее (6-7-8-9-10-11).
Повторять данное упражнение следует не более трех раз, так как в противном случае может возникнуть головокружение.
Упражнение «Переход во времени»
Вспомните приятные мгновения (поездка на море, в гости, недавняя смешная ситуация).
Данный « переход во времени» не должен длиться более 3-4 минут
Упражнение «Комок»
Свое напряжение можно вложить в комканье газетного листа, который затем выбросить ведро.
Упражнение Контакт с водой
В период возникновения стрессовой ситуации с целью снятия напряжения полезно мыть руки прохладной водой, умыть лицо, захватить область лица за ушами.
Лекция «Положительные мысли»
« В окружающем мире ничего не происходит случайно, ничто не существует отдельно, само по себе. Все взаимосвязано и материально. Научные и социально-психологические исследования подтверждают, что окружающий мир материален.
Любой человек похож на мыльный пузырь. Он видит в окружающем мире свое внутреннее содержание.
Любая мысль материализуется. Мне ничего не хочется», у меня ничего не получится.
Резервы человеческой психики безграничны. На помощь приходит самопрограммирование. При подготовке к экзамену вам помогут некоторые фразы-формулы достижения цели. Им необходимо говорить с позитивным настроем.
Примеры фраз-формул для самопрограммирования:
Я могу получать радость каждый день своей жизни, даже если впереди меня ждет экзамен.
Экзамен - лишь часть моей жизни.
Я могу управлять своими внутренними ощущениями.
Чтобы ни случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого.
Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены.
Кроме того, снять напряжение при подготовке к экзамену, и после его сдачи смогут следующие действия:
1) спортивные занятия;
2) контрастный душ
3) стирка белья
4) мытье посуды
5) танцы под музыку
6) прогулка в тихом месте на природе
7) пальчиковое рисование( ложка муки, ложка воды, ложка краски)
8) смотреть на горящую свечу.
Лекция «Поддержка работоспособности при подготовке к экзаменам»
«Ребята, для эффективной подготовки к экзамену важно знать следующие условия поддержания работоспособности.
Необходимо чередовать умственный и физический труд.
После 40-50 минутной подготовки важно организовать 8-10- минутную перемену, обязательно встав из-за письменного стола.
Важно беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут отвести глаза от книги, посмотреть вдаль.
«Я считаю, что мы достаточно продуктивно поработали. Надеюсь, вы сможете вовремя и правильно применить психологические техники, с которыми мы сегодня познакомились.
В заключение хотелось бы узнать ваше мнение о занятии.
Напоследок хочу каждому из вас дать памятку, в которой вы найдете еще некоторые секреты эффективной подготовки к экзамену. Вы с легкостью сможете преодолеть экзаменационную тревожность и справиться с этим испытанием! Удачи!