Психологическое занятие №4 

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «Наши представления о событии»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

    Цель: научится понимать свои иррациональные представления, суждения о событиях.

   Задачи: - научится анализировать АВС модель своей проблемы;

                  - научится анализировать свои иррациональные мысли, и изменять их на рациональные.

Упражнение «Приветствие»

Цель: разминка, приветствие участников друг друга. 

Ход упражнения: участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами. 
Обсуждение: как ваше настроение? Что чувствовали во время выполнения упражнения? Комфортно ли вы себя чувствовали?

Упражнение  «А-В-С модель»

Цель: понять причины своих мыслей и поведения

Ход упражнения: участникам предлагается составить модель А-В-С своей проблемы, где А - событие, В - суждения о событии (мысли, убеждения, жизненные принципы), С - следствия (эмоции, чувства), а так же добавим в эту модель Р - поведение, действия. После чего обсуждения в группе.

Обсуждение: Что удалось в ходе упражнения?

Упражнение «Анкета самопомощи»

Цель: выявить свои иррациональные установки, постараться изменить их на рациональные.

Ход упражнения: сейчас я вам раздам таблицу, в которой вы должны будете каждый написать какую либо волнующую, вас ситуацию, и разобрать ее по пунктам, представленных в таблице 1.

Таблица 1

А (активизирующиеся события) ___________________________________

______________________________________________________________

С(последствия) чувства, мысли, которые я бы хочу изменить____________

______________________________________________________________

В(представления, суждения о событии) _

 

 

 

 

Е(эффективные рациональные представления), которые заменяют мои прежни иррациональные представления

1. Я ДОЛЖЕН делать все хорошо!

 

2. Если я что-то делаю плохо, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК.

 

3. Я ДОЛЖЕН получить одобрение тех людей, мнение которых для меня важно.

 

4. Если меня отвергают, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ.

 

5. Люди ОБЯЗАНЫ относиться ко мне хорошо и давать мне то, что мне НУЖНО.

 

 

6. Люди, которые поступают плохо, — ПЛОХИЕ ЛЮДИ.

 

7. Люди ДОЛЖНЫ действовать так, как я от них требую, иначе это ужасно.

 

8.В моей жизни Должно быть как можно меньше крупных неприятностей.

 

9.Если дела идут не так, как я хочу, то это Ужасно.

 

10.Жизнь устроена не справедливо – Я не могу этого вынести.

 

11.Мне необходимо получить немедленное признание, иначе Я вынужден буду чувствовать себя несчастным.

 

12.Мне необходима любовь того, кто так много значит для меня.

 

 

D (дискутируйте, оспаривай все иррациональные суждения, которые обвели в кружок.

Почему я должен(а)?Почему так должно быть? А как это ужасно? Действительно необходимо? А это обязательство где-то записано? Действительно должен(а)?

F(мои изменившиеся чувства и поведение после перехода к эффективным рациональным представлениям ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Шаг первый написать в (А) ту, ситуацию, которая вас волнует. Шаг 2-в (В) записать все те, чувства, мысли, которые возникают, когда происходит это событие. Шаг 3 – выбрать из предложенных 12 иррациональных суждений, те, которые вы говорите себе, когда происходит это событие. Шаг 4- дискутируйте, оспаривайте все иррациональные суждения, которые обвели в кружок. Для этого приведены те вопросы, на которые вы должны ответить. Шаг 5 – работаем с (Е) эффективными рациональными представлениями, которые заменяют  мои прежние иррациональные представления. Шаг 6 – (F)мои изменившиеся чувства и поведение после перехода к эффективным рациональным представлениям.

 

Упражнение «Иррациональные представления»

Цель: оспорить свои иррациональные представления

Ход упражнения: попробуйте оспорить это иррациональное представление сначала мягко и спокойно, а затем громко и энергично. Вы можете взять листок бумаги и в одном столбце записать свои иррациональные представления, в другом — мягкие возражения и предложения по их изменению, а в третьем — энергичные возражения и жесткие меры по искоренению.

Примерные ответы на иррациональные суждения:

1. Ваш иррациональный голос: «Какое он имел право так со мной поступить?»

Мягкий ответ: «Он мог так сделать. Он так сделал. Он нередко ведет себя именно так. Это его проблемы».

Энергичный ответ: «Да ему так поступить — раз плюнуть! Это не первый раз — и готов поспорить, что и не последний! Хотел бы я, чтобы он так не поступал, но он именно так и ведет себя. Скверно! Я мог бы это предвидеть. И вот, пожалуйста, — получите!»

2. Ваш иррациональный голос: «Теряю друга? И всего?! Да его убить мало! Я до него еще доберусь!»

Мягкий ответ: «Ну доберусь — и какая от этого польза? Пустая трата времени! Лучше уж оставить все как есть. Все-таки он оказался скверным типом».

Энергичный ответ: «Добираться до него — довольно глупо. Я уже и так потерял из-за него немало времени и денег и не собираюсь тратить их еще, чтобы до него добраться.»

3.Ваш иррациональный голос: «Чего бы мне это ни стоило, я докажу ему, что так со мной поступать нельзя!»

Мягкий ответ: «Не знаю, как можно доказать ему, что так со мной поступать нельзя. Он имеет полное право поступать так, как ему хочется, даже если это совершено неправильно. Лучше все оставить и забыть».

Энергичный ответ: «Конечно, он может так поступить со мной. И еще как может! У него просто талант поступать именно так подло, и теперь, когда я это понял, мне ничего другого не остается, как только смириться с этой горькой истиной. Я не вижу способа доказать ему, что так со мной поступать нельзя».

Обсуждение: Все ли у вас получилось? Что давалось с легкостью? Что то изменили в своем  отношении к мыслям?

 

Упражнение «Цвет настроения»

Цель: Осмысление полученного опыта.

Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: участники в кругу, передавая друг другу мяч, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение.

Рефлексия:

- Что вы поняли, переосмыслили, в ходе сегодняшнего нашего занятия?

            - Чему научились?

           - Будете ли вы пользоваться АВС -  моделью своего поведения?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец: Молодцы ребята, сегодня мы работали на все 100%, надеюсь все наши последующие занятия пройдут так же продуктивно, как сегодня. До завтра! Похлопаем друг другу!