Психологическое занятие №4
на эмоциональную саморегуляцию
в 8-9 классах
на тему: «Наши представления о событии»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
Цель: научится понимать свои иррациональные представления, суждения о событиях.
Задачи: - научится анализировать АВС модель своей проблемы;
- научится анализировать свои иррациональные мысли, и изменять их на рациональные.
Упражнение «Приветствие»
Цель: разминка, приветствие участников друг друга.
Ход упражнения: участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: "европейцев", "японцев" и "африканцев". Потом каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми "своим способом": "европейцы" пожимают руку, "японцы" кланяются, "африканцы" трутся носами.
Обсуждение: как ваше настроение? Что чувствовали во время выполнения упражнения? Комфортно ли вы себя чувствовали?
Упражнение «А-В-С модель»
Цель: понять причины своих мыслей и поведения
Ход упражнения: участникам предлагается составить модель А-В-С своей проблемы, где А - событие, В - суждения о событии (мысли, убеждения, жизненные принципы), С - следствия (эмоции, чувства), а так же добавим в эту модель Р - поведение, действия. После чего обсуждения в группе.
Обсуждение: Что удалось в ходе упражнения?
Упражнение «Анкета самопомощи»
Цель: выявить свои иррациональные установки, постараться изменить их на рациональные.
Ход упражнения: сейчас я вам раздам таблицу, в которой вы должны будете каждый написать какую либо волнующую, вас ситуацию, и разобрать ее по пунктам, представленных в таблице 1.
Таблица 1
А (активизирующиеся события) ___________________________________ ______________________________________________________________ |
|
С(последствия) чувства, мысли, которые я бы хочу изменить____________ ______________________________________________________________ |
|
В(представления, суждения о событии) _
|
Е(эффективные рациональные представления), которые заменяют мои прежни иррациональные представления |
1. Я ДОЛЖЕН делать все хорошо! |
|
2. Если я что-то делаю плохо, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК. |
|
3. Я ДОЛЖЕН получить одобрение тех людей, мнение которых для меня важно. |
|
4. Если меня отвергают, значит, я ПЛОХОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ. |
|
5. Люди ОБЯЗАНЫ относиться ко мне хорошо и давать мне то, что мне НУЖНО. |
|
6. Люди, которые поступают плохо, — ПЛОХИЕ ЛЮДИ. |
|
7. Люди ДОЛЖНЫ действовать так, как я от них требую, иначе это ужасно. |
|
8.В моей жизни Должно быть как можно меньше крупных неприятностей. |
|
9.Если дела идут не так, как я хочу, то это Ужасно. |
|
10.Жизнь устроена не справедливо – Я не могу этого вынести. |
|
11.Мне необходимо получить немедленное признание, иначе Я вынужден буду чувствовать себя несчастным. |
|
12.Мне необходима любовь того, кто так много значит для меня. |
|
D (дискутируйте, оспаривай все иррациональные суждения, которые обвели в кружок. Почему я должен(а)?Почему так должно быть? А как это ужасно? Действительно необходимо? А это обязательство где-то записано? Действительно должен(а)? |
|
F(мои изменившиеся чувства и поведение после перехода к эффективным рациональным представлениям ____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
|
Шаг первый написать в (А) ту, ситуацию, которая вас волнует. Шаг 2-в (В) записать все те, чувства, мысли, которые возникают, когда происходит это событие. Шаг 3 – выбрать из предложенных 12 иррациональных суждений, те, которые вы говорите себе, когда происходит это событие. Шаг 4- дискутируйте, оспаривайте все иррациональные суждения, которые обвели в кружок. Для этого приведены те вопросы, на которые вы должны ответить. Шаг 5 – работаем с (Е) эффективными рациональными представлениями, которые заменяют мои прежние иррациональные представления. Шаг 6 – (F)мои изменившиеся чувства и поведение после перехода к эффективным рациональным представлениям.
Упражнение «Иррациональные представления»
Цель: оспорить свои иррациональные представления
Ход упражнения: попробуйте оспорить это иррациональное представление сначала мягко и спокойно, а затем громко и энергично. Вы можете взять листок бумаги и в одном столбце записать свои иррациональные представления, в другом — мягкие возражения и предложения по их изменению, а в третьем — энергичные возражения и жесткие меры по искоренению.
Примерные ответы на иррациональные суждения:
1. Ваш иррациональный голос: «Какое он имел право так со мной поступить?»
Мягкий ответ: «Он мог так сделать. Он так сделал. Он нередко ведет себя именно так. Это его проблемы».
Энергичный ответ: «Да ему так поступить — раз плюнуть! Это не первый раз — и готов поспорить, что и не последний! Хотел бы я, чтобы он так не поступал, но он именно так и ведет себя. Скверно! Я мог бы это предвидеть. И вот, пожалуйста, — получите!»
2. Ваш иррациональный голос: «Теряю друга? И всего?! Да его убить мало! Я до него еще доберусь!»
Мягкий ответ: «Ну доберусь — и какая от этого польза? Пустая трата времени! Лучше уж оставить все как есть. Все-таки он оказался скверным типом».
Энергичный ответ: «Добираться до него — довольно глупо. Я уже и так потерял из-за него немало времени и денег и не собираюсь тратить их еще, чтобы до него добраться.»
3.Ваш иррациональный голос: «Чего бы мне это ни стоило, я докажу ему, что так со мной поступать нельзя!»
Мягкий ответ: «Не знаю, как можно доказать ему, что так со мной поступать нельзя. Он имеет полное право поступать так, как ему хочется, даже если это совершено неправильно. Лучше все оставить и забыть».
Энергичный ответ: «Конечно, он может так поступить со мной. И еще как может! У него просто талант поступать именно так подло, и теперь, когда я это понял, мне ничего другого не остается, как только смириться с этой горькой истиной. Я не вижу способа доказать ему, что так со мной поступать нельзя».
Обсуждение: Все ли у вас получилось? Что давалось с легкостью? Что то изменили в своем отношении к мыслям?
Упражнение «Цвет настроения»
Цель: Осмысление полученного опыта.
Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии: участники в кругу, передавая друг другу мяч, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение.
Рефлексия:
- Что вы поняли, переосмыслили, в ходе сегодняшнего нашего занятия?
- Чему научились?
- Будете ли вы пользоваться АВС - моделью своего поведения?
Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Организационный конец: Молодцы ребята, сегодня мы работали на все 100%, надеюсь все наши последующие занятия пройдут так же продуктивно, как сегодня. До завтра! Похлопаем друг другу!