Тренинг

с педагогами

 

 

на тему: «Профессиональное здоровье педагога»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

   Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и жизненных сил.

   Профессиональная деятельность педагога дошкольного образо­вания характеризуется значительными нагрузками на психоэмоцио­нальную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-напряженной обстановке: эмоциональная насыщен­ность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышен­ная ответственность за жизнь и здоровье детей. Напряженные факто­ры такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Профессиональный долг пе­дагога обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния, однако вне­шнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоцио­нальный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье.

   Многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем, а между тем требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств во многом обусловлены его физи­ческим, психическим и психологическим здоровьем.

   Основные показатели профессионального здоровья педагога

Широкое признание в последние годы находит концепция профес­сионального здоровья педагога, разработанная Л.М. Митиной, согласно которой основными его показателями являются такие интегральные характеристики личности, как педагогическая направленность, компе­тентность (прежде всего коммуникативная), педагогическая гибкость. Такой подход к здоровью педагога предполагает прежде всего усиление мотивации на педагоги­ческий труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, фор­мирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности); поддержание, активизацию педагога в период непосредственной профессиональной деятельности.

   Что касается компетентности, то нам представляется, что здесь следует иметь в виду не только коммуникативную компетентность, но и профессиональную психологическую культуру педагога в целом.

   Психологическая культура как важный компонент профессионального здоровья педагога

Аналогично структуре базисной психологической культуры профессиональная психологическая культура специалистов дошколь­ного образования включает в себя теоретическую и практическую  подструктуры (Я.Л. Коломинский).

Теоретическая подструктура профессиональной психологи­ческой культуры - это система сформированных теоретических и эмпирических знаний, содержащих понятия, суждения, представления педагогов о закономерностях развития личности на разных возраст­ных этапах, генезисе познавательных, эмоциональных, волевых процессов, многообразии индивидуальных различий, развитии спо­собностей, одаренности; закономерностях взаимодействия личности и группы и др.

   Приобщение к детской, возрастной психологии, психологии раз­вития и акмеологии, социальной, педагогической, дифференциальной психологии, психологии творчества способствует формированию фундамента, основы теоретической подструктуры профессиональной психологической культуры педагога.

   Профессиональная психологическая культура педагога включает в себя и практическую подструктуру — умения и навыки применения психологических знаний в процессе реализации педагогических функ­ций. Они воплощены в умении педагога видеть проявления психоло­гических закономерностей в конкретной педагогической ситуации, умении выстроить любое педагогическое действие психологически грамотно, на научной основе.

   В процессе укрепления психологического здоровья актуализиро­ваны следующие группы умений педагога: перцептивные и диагности­ческие, рефлексивные, прогностические, коммуникативные и особен­но значимые в работе данного направления — психотерапевтические и психокоррекционные. Некоторых из них мы сегодня коснемся.

 

Практическая часть

1.Выработка правил тренинга:

- активность;

-конфиденциальность (все, что здесь происходит, остается внутри группы);

- принцип «Я» (основное внимание должно быть сосредоточено на процессах самопознания, рефлексии);

- «Здесь и теперь» (т.е. предметом анализа должны быть процессы, происходящие в группе в данный момент).

 

2. Приветствие (Упражнение «Имена»)

Участники встают в круг, называют свое имя и прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя. (Например, Людмила – любимая).

 

 3. Упражнение «Кто я» (направлено на развитие самовосприятия, рефлексии)

Честно и откровенно закончите предложения:

Я горжусь собой, когда я...

Я симпатичный человек, потому что...

У меня есть такие два замечательных качества ...

Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни...

Рефлексия:

Трудно ли было отвечать на вопросы? Почему?

Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?

   Развитые рефлексивные умения педагога, информация, получен­ная с их помощью о себе как личности и профессионале, помогут ему скорее выработать свой индивидуальный стиль деятельности, успешно, грамотно проектировать (с помощью конструктивных и проективных умений) свой личностный и профессиональный рост. Это в свою оче­редь позволит с большей полнотой самореализоваться, обрести (укре­пить) веру в себя, что так значимо для психологического здоровья.

Велико значение и коммуникативных умений, направленных на построение благоприятных межличностных отношений с воспитан­никами, их родителями, создание позитивного психологического климата в группе, выбор оптимального стиля педагогического взаи­модействия в зависимости от особенностей ребенка, конкретной ситуации общения и др.

 

4.Таинственный незнакомец

Материалы: Большой лист плотной бумаги и цветные мелки (карандаши, фломастеры) каждому ребенку.

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, в которой вам, как детективам, надо будет догадаться, о ком идет речь. Я буду постепенно давать вам все больше подсказок о загадочной Таинственной незнакомке, которую я выберу из вас. Если вам покажется, что вы знаете, кого я загадала, пожалуйста, не разглашайте эту тайну, а просто начинайте улыбаться...

   Крупными буквами напишите на листе бумаги заголовок "Таинственный незнакомец". Загадайте кого-нибудь из группы и напишите первую подсказку, например: "У меня голубые глаза". Чтобы облегчить процесс чтения, вы можете добавлять в текст подходящие графические элементы, например, можете написать слово "голубые" голубым мелком или пририсовать рядом пару голубых глаз. Затем предложите прочитать подсказку.

   Напишите следующую подсказку: "У меня светлые волосы". Снова добавьте ту или иную графическую иллюстрацию и попросите детей прочитать написанное, самостоятельно или по группам.

   Продолжайте в том же духе и добавляйте все новые и новые подсказки о Таинственном незнакомце: есть ли у него домашние животные, какая у него семья, чем он любит заниматься, его личные достоинства и т.д.

   Напомните детям, что если они думают, что уже знают ответ, им надо улыбаться. Внизу под списком подсказок напишите вопрос: "Кто я?"

Затем прочитайте еще раз все подсказки и попросите Таинственного незнакомца встать. Подсказки должны быть очень четкими и однозначными. Предлагая незнакомцу встать и нарисовать на листе свой портрет и потом унести этот лист домой.

Анализ упражнения:

—Понравилось ли упражнение?

— Трудно ли было тебе так долго держать ответ в тайне?

— Хотел ли бы ты сам быть Таинственным незнакомцем?

 

5. Картонные башни

Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме того каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.

 

 Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

— Хватило ли твоей группе материала?

— Как работала ваша группа?

— Кто в вашей группе начал строительство?

— Все ли участвовали в игре?

— Как вы понимали друг друга?

— От чего зависит работа в такой команде?

Владение психокоррекционными и психотерапевтическими уме­ниями значимо и для коррекции эмоционального состояния педагога, профессионально важных качеств и умений, связанных с его психо­логическим здоровьем. Данные умения воспитатель реализует путем организации здорового образа жизни, активного использования арт-, фито-,  игротерапии, аутотренинга для снятия последствий стресса, психического перенапряжения.

 

6. Сорви яблоки

Цели: Это замечательное упражнение на растяжку успокаивает дух, расслабляет тело и дарит бодрость мозгу. "Сорви яблоки" — это хорошая подготовка к работе, требующей ясного ума и хорошей концентрации внимания.

Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножечко поработать.

Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу тебе, каким образом ты можешь их сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни.

Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что тебе надо делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзинку. (1 минута).

Теперь встряхни руками, потряси ладошками.

   Осенью этой игре можно будет придать особенно приятное завершение, если Вы принесете корзину свежих яблок.

    Итак, овладение психологической культурой позволяет педагогу опознать в реальном явлении психологическую проблему и, используя специальные психологические умения, стать в определенной степени самому себе «доктором». Более того, высокий уровень развития про­фессиональной психологической культуры может стать своеобразной «баррикадой» перед появлением «заболевания».

 

7. Подведение итогов.

Педагоги делятся впечатлениями: рассказывают о своих чувствах, об отношении к проведенному тренингу.

- Понравилось ли занятие?

- Что вызывало трудности?

- Хотели бы продолжить занятия в тренинговой форме?

 

 

 

 

Литература.

1.Башлакова Л.Н.,Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации. Минск,1995.

2. Бурдо М.Е. Терапия  творческим самовыражением. М.,1989.

3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М,2003.

4.Гутковская Е.Л.. Панько Е.А. Овладение профессиональной психологической культурой как важное условие самосовершенствования воспитателя// Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения/ под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

5. Игры – обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В.Петрусинского. Книга5. Педагогические игры. – М..1994.

6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,1998.

7.Панько Е.А.. Семенова Е.М., Чеснокова Е.П. Здоровый педагог – здоровый ребенок: психологический аспект. Психолог в детском саду, №3, 2008.

8. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. 3-е изд, доп. М..2005.