Психологическое занятие №5

по регуляции эмоционального состояния подростков

 

 

на тему: «Рука об руку…»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

 

Цель – расширить репертуар поведения в ситуации потребности в поддержке, актуализировать потребность в эффективном контакте.

Задачи:

  1.  Сформировать навыки понимания окружающих людей.
  2.  Развить навыки общения и сотрудничества.
  3. Сформировать стиль доверительного общения.
  4. Сформировать понимание необходимости обращаться за помощью к другим.

 

  1. Приветствие.

Участники программы по кругу делятся своим настроением, ожиданиями или впечатлениями от прошлого занятия.

«Вы уже успели заметить, что название нашего занятия : Рука об руку. Как вы думаете, о чем будет сегодня занятие?».

Ведущий дает возможность участникам поделиться своими предположениями о предстоящем занятии. После высказывания всех участников, ведущий может дополнить то, что участники могли не охватить.

«Иногда мы встречаем довольно сложных людей, с которыми совершенно не хочется общаться, которых считаем глупыми, которые нас точно не пойму. Но иногда нас окружают люди, которые просто не знаю как нас понять. Они готовы понять нас и просто ждут когда мы их попросим или просто обратимся к ним… ».

 

  1. Упражнение 1. «Пообщаться руками».

Цель: повышение сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Закрыть глаза, протянуть руки вперед и найти на ощупь кого-то. Попробовать пообщаться руками (поздороваться, потолкаться).

После завершения упражнения:

Какими были руки на ощупь?

С кем было комфортно?

 

  1. Упражнение 2.  «Остров».

Цель упражнения -  развитие ответственности за других членов группы, сплочение группы.

На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается еще часть газет, «остров» становится совсем маленьким.  Ведущий уменьшает «остров»  насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк – рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то другое правильно.  В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно заботиться не только о себе любимом, но и тех, кто находится рядом.

 

  1. Упражнение 3. «Перевоплощение».

Цель – упражнение направлено на повышение уровня осознанности построения отношений.

Участники группы разбиваются на пары и занимают удобное место в аудитории. В каждой паре участники получают две роли: один играет роль ребенка 13-14 лет, другой роль родителя.  Ребенку нужно уговорить родителя на что-либо. Родитель должен согласиться на уговоры ребенка, если только он считает, что доводы весомые. Ребенок может применять любые способы уговаривания. Через  5 мин. участники в паре меняются ролями.

После завершения упражнения участники возвращаются в круг и обсуждают упражнение, отвечая на следующие вопросы:

- Понравилось ли упражнение?

- Что было сложно для вас?

- Какие роли у вас получились лучше?

- Чем полезно для вас это упражнение?

 

  1. Упражнение 4.  «Связующая нить».

Цель упражнения – осознание групповой принадлежности,  закрепление умения видеть в людях положительные стороны, делиться поддержкой и адекватно принимать мнение о себе со стороны других.

Для этого упражнения нужен реквизит – клубок шерстяных ниток. Ведущий перекидывает одному из участников клубок ниток, оставляя себе конец клубка, и говорит, что он любит, о чём мечтает и что он желает тому  участнику, которому передал клубок. Другой участник ловит клубок, наматывает нитку на палец и продолжает игру дальше. Когда все участники проделают это упражнение, всех членов группы связывают нити клубка. Спросить участников, что на их взгляд, напоминает эта связывающая нить, какие ассоциации вызывает. Затем предложить участникам закрыть глаза и удерживая свой конец нити, думать о том, что эта группа – единое целое,  и каждый в группе ценен и важен. Вторая часть проводится под медитативную музыку. Можно  участникам предложить представить  группу в виде Образа  кокона или Образ купола, который накрывает группу.

После выполнения упражнения участникам задаются следующие вопросы:

Сравните своё состояние до начала занятия и после?

Что изменилось?

Что вы чувствуете?

 

  1. Завершение. Рефлексия.

 Все участники по кругу делятся своими впечатлениями о занятии: в каком они уходят настроении, что было сегодня для них полезно.