Психологическое занятие
с целью улучшения адаптации
обучающихся 1 класса
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
1. Упражнение «Искорка», «Улыбка».
2. Игра «Подскажи словечко».
- От кого мои друзья
Убежать никак нельзя?
Неотвязно каждый день
Рядом с нами будет…(тень).
- Говорю я брату: «Ох,
С неба сыплется горох!»
Вот чудак, - смеется брат, -
Твой горох – ведь это…(град).
3. Развитие активного внимания. Упражнение «Слушай хлопки».
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопает 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют игру.
4. Развитие памяти и внимания. Упражнение «Запомни порядок».
Цель игры: Развивать наблюдательность.
Четыре, пять играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
5. Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение «Кто, что делал?».
Цель игры: Развивать наблюдательность.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они по очереди делают различные движения и повторяют эти движения 4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
6. Формирование умения учитывать позицию другого. Упражнение «Так будет справедливее».
Читается рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стола, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. «Почему ты так поступил?» - спросила мама. «Так будет справедливо», - ответил мальчик».
Далее задаются вопросы детям:
- Почему старший брат ответил так?
- Как ты думаешь, что сделает мама?
- Как бы ты повел себя на месте старшего брата?
Пятый «СЕКРЕТ» общения: Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.
7. Упражнение «Пожелания»
Взяться за руки и пожелать своему соседу что-то хорошее и доброе.
Использованная литература:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 19996.
4. Развивающие игры и упражнения. / Сост. Т.Г. Захарова, Л.Н. Костина. – Методическое издание. – Орел. Социально – образовательный центр, 1994.
5. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Метод. пособие. – СПб.: АО «Мэрил», 1994.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.