Психологическое занятие

 в 1-х классах

 

на тему: «Я умею слушать других»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 

Цели:

Образовательная

Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой

Развивающие

Способствовать развитию психологической речи, анализа, синтеза, абстрактного, образного  и критического мышления, слуховой и зрительной произвольной памяти, произвольного внимания, наблюдательности,  произвольности и саморегуляции поведения. Развитие зрительно – двигательных координаций.

Воспитательная

Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых)

 

Задачи:

Направленные на достижение личностных результатов обучения

·        формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

·        формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;

·        формирование желания освоения новых видов деятельности;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (личностные УУД).

направленные на достижение метапредметных результатов обучения

·        развитие умения работать с информацией;

·        развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

·        формирование умения  использовать знаково-символические средства;

·        развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

·        формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

·        формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

·        формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

·        формирование умения договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности;

·        формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе диалога;

·        формирование умения работать в мигрирующих группах;

·        формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров) (коммуникативные УУД)

направленные на достижение предметных результатов обучения

·        развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

·        овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания

 

Ход занятия.

1. Организационный этап (2-3 минуты)(слайд 2)

Здравствуйте, ребята!

Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»

   Составляем «Азбуку хороших слов»:  вспомните  добрые, хорошие слова на букву «В»  (весёлый, внимательный, воспитанный, вежливый, великодушный, вкусный, всезнающий, волшебный и т.д.)

 

2.Основная часть (26-34 минуты)

Упражнение 1.(2-3 минуты)

   «На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других. Поэтому мы сегодня отправимся путешествовать в горы, где без этого умения путешествовать просто невозможно».

 (слайд 3)

   «Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли эта девочка слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?»

 (слайд 4,5,6 повторяется тот же текст, что и для слайда 3).

   Детям предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других. Затем обучающимся  предлагается в своих листочках раскрасить аккуратно те картинки, где нарисованы дети, умеющие слушать других (из 4-х одна картинка).

 (слайд 7)

 

Упражнение 2.Физкультминутка с весёлыми котятами. (4 минуты).

«Ребята, встали, вышли из – за парт, и повторяем движения за весёлыми котятами!»

           (слайд 8)

 

Упражнение 3. «Цветная сказка» (7-10 минут).

   Каждому ребёнку раздаётся конверт с набором из 15 цветных прямоугольников, которые обучающиеся выкладывают  в верхней части парты в ряд.

   «Давайте посмотрим на прямоугольники и перечислим цвета.Раскладываем прямоугольники вместе со мной на верхней части парты по порядку: жёлтый, жёлтый, коричневый, коричневый, синий, белый, чёрный, розовый, серый (слайд 9)

   Синий, оранжевый золотой, красный, зелёный, фиолетовый»

   «А теперь при помощи этих прямоугольников мы выложим с вами сказку «Репка». Сказка необычная. Я буду рассказывать вам сказку и называть разные цвета, а вы будете находить подходящий прямоугольник и размещать его на парте».

Сказка:

   «Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил сажать жёлтую репу. Стала репа расти. Ботва у неё зелёная. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед фиолетовую фуфайку на землю. Небо над ним голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало белое. Солнце над ними светит оранжевое. Сели дед с бабой на коричневую скамейку и зовут внучку. Прибежала внучка в золотом платочке. Зовут Жучку. У неё язычок розовый. Позвали Мурку дымчатую. Стали тянуть репку. Наступил синий вечер. Достали они коричневый горшок, сварили репку и сели есть жёлтую кашу».

   А теперь  кто готов нам рассказать эту сказку ещё раз, глядя на свои прямоугольники. Во время рассказа психолог  на доске выкладывает прямоугольники с учётом места расположения объектов: земля внизу, на ней скамейка, в земле – репка, на небе – солнышко  и просит поднять руку тех ребят, у кого похоже разложены прямоугольники.

   Или в случае отсутствия магнитной доски сразу показывается слайд из презентации.

 (слайд 10)

   «Я тоже перед занятием попробовала разложить сказку по цветам. У меня получилось так» (слайд 11)

   «Давайте ответим на вопрос: Чем «Цветная» сказка «Репка» отличается от сказки, которую тебе в детстве рассказывали дома?»

   Далее обсуждается вопрос: чем «цветная сказка» отличается от сказки, которую они читали или слышали дома.

   Дополнительное задание (проводится в случае, если хватит времени занятия):а теперь попробуйте разложить эту сказку при помощи тех предметов, которые есть в ваших пеналах. (слайд 12)

 

Упражнение 4. (4-5 минут)

   Расскажи соседу интересный случай, потом послушай его историю. Договорись с ним, к какому случаю вы будете рисовать картинку. Нарисуй её и красиво подними руку. (слайд 13)

 

Упражнение 5.(4-5 минут)

   «А теперь вспомним, куда складывает свои вещи путешественник? Конечно, в рюкзак! У вас есть у каждого листочек с изображением рюкзака. Вы должны договориться с соседом о том, как вы будете его раскрашивать. Пусть каждый его у себя раскрасит так, чтобы рюкзаки получились одинаковые. Когда справитесь с заданием, сравните рисунки и красиво встаньте около своей парты».(слайд 14)

 

Упражнение 6. Игра «Растущая скульптура»(5-7 минут)

   «Во время похода нужно уметь отдыхать. Давайте попробуем. Встаньте в 2-3 круга (в зависимости от количества детей) и  посчитайтесь от 1 до 8. У каждого будет свой номер. Сейчас я включу музыку, и вы начнёте ходить по кругу. Можно пританцовывать в ритме музыки. Когда я скажу: «Номер один!» ребёнок под номером один должен выйти в середину круга, принять какую – нибудь позу и перестать двигаться. В этом положении он будет находиться до конца игры. Затем я позову ребёнка под номером два. Он тоже должен будет выйти в середину круга и принять какую – то позу, но при этом обязательно соприкоснуться с первым ребёнком. И так по очереди до тех пор, пока вы все не выстроитесь в одну большую скульптуру в своей группе».

   Музыка звучит разной интенсивности по темпу и звуку. (слайд 15)

 

3. Заключительная часть.(2-3 минуты)

Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что было необычного?», «Что получилось?», «Что не получилось?».

          «Вам понравилось сегодняшнее занятие?

          Вы сегодня молодцы!

          До следующей встречи!»

 

Дополнительно:

С диагностической целью в начале и конце занятия обучающимся предлагается выбрать цветной кружок (шесть основных цветов по два кружка каждого вида стоят на парте в коробочке), соответствующий настроению и положить его на край стола. На детей, у которых в начале занятия цвет: коричневый или чёрный, нужно обратить особое внимание, чаще, чем к другим обращаться. Если в конце занятия цвет изменится на более яркий, то это будет свидетельствовать о положительной динамике. Также нужно обратить внимание на детей, у которых цвет изменится наоборот.

 

Список используемой литературы:

  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер.      – М. : «Ось-89», 2008. – 272 с.
  2. Фопель К. Чуткие ушки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. Набор из 24 карточек. – М.: Генезис, 2012.
  3. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2008. – 344с.
  4. Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Генезис, 2013. – 79с.

 

Электронные источники информации:

  1. Статья «Технологическая карта урока. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе»  http://festival.1september.ru/articles/624812/
  2. Видео физкультминутки: http://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA
  3. Изображения девочек: http://babypodarok.ru/p/posts/origin/2363.jpg,
  4.  
  5. Изображения мальчиков:http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/825e63caa786dccfb8f48d228de901d2-501x332.jpg
  6.  
  7. Изображение рюкзака: http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/26f6bac08cd87eb6085dc4230493ee9e.jpg