Психологическое занятие
в 1-х классах
на тему: «Я умею слушать других»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
Цели:
Образовательная |
Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой |
Развивающие |
Способствовать развитию психологической речи, анализа, синтеза, абстрактного, образного и критического мышления, слуховой и зрительной произвольной памяти, произвольного внимания, наблюдательности, произвольности и саморегуляции поведения. Развитие зрительно – двигательных координаций. |
Воспитательная |
Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых) |
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения |
· формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; · формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности; · формирование желания освоения новых видов деятельности; · развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; · развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (личностные УУД). |
направленные на достижение метапредметных результатов обучения |
· развитие умения работать с информацией; · развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); · формирование умения использовать знаково-символические средства; · развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); · формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) · формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; · формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; · формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; · формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе диалога; · формирование умения работать в мигрирующих группах; · формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров) (коммуникативные УУД) |
направленные на достижение предметных результатов обучения |
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; · овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания |
Ход занятия.
1. Организационный этап (2-3 минуты)(слайд 2)
Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (весёлый, внимательный, воспитанный, вежливый, великодушный, вкусный, всезнающий, волшебный и т.д.)
2.Основная часть (26-34 минуты)
Упражнение 1.(2-3 минуты)
«На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других. Поэтому мы сегодня отправимся путешествовать в горы, где без этого умения путешествовать просто невозможно».
(слайд 3)
«Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли эта девочка слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?»
(слайд 4,5,6 повторяется тот же текст, что и для слайда 3).
Детям предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других. Затем обучающимся предлагается в своих листочках раскрасить аккуратно те картинки, где нарисованы дети, умеющие слушать других (из 4-х одна картинка).
(слайд 7)
Упражнение 2.Физкультминутка с весёлыми котятами. (4 минуты).
«Ребята, встали, вышли из – за парт, и повторяем движения за весёлыми котятами!»
(слайд 8)
Упражнение 3. «Цветная сказка» (7-10 минут).
Каждому ребёнку раздаётся конверт с набором из 15 цветных прямоугольников, которые обучающиеся выкладывают в верхней части парты в ряд.
«Давайте посмотрим на прямоугольники и перечислим цвета.Раскладываем прямоугольники вместе со мной на верхней части парты по порядку: жёлтый, жёлтый, коричневый, коричневый, синий, белый, чёрный, розовый, серый (слайд 9)
Синий, оранжевый золотой, красный, зелёный, фиолетовый»
«А теперь при помощи этих прямоугольников мы выложим с вами сказку «Репка». Сказка необычная. Я буду рассказывать вам сказку и называть разные цвета, а вы будете находить подходящий прямоугольник и размещать его на парте».
Сказка:
«Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил сажать жёлтую репу. Стала репа расти. Ботва у неё зелёная. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед фиолетовую фуфайку на землю. Небо над ним голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало белое. Солнце над ними светит оранжевое. Сели дед с бабой на коричневую скамейку и зовут внучку. Прибежала внучка в золотом платочке. Зовут Жучку. У неё язычок розовый. Позвали Мурку дымчатую. Стали тянуть репку. Наступил синий вечер. Достали они коричневый горшок, сварили репку и сели есть жёлтую кашу».
А теперь кто готов нам рассказать эту сказку ещё раз, глядя на свои прямоугольники. Во время рассказа психолог на доске выкладывает прямоугольники с учётом места расположения объектов: земля внизу, на ней скамейка, в земле – репка, на небе – солнышко и просит поднять руку тех ребят, у кого похоже разложены прямоугольники.
Или в случае отсутствия магнитной доски сразу показывается слайд из презентации.
(слайд 10)
«Я тоже перед занятием попробовала разложить сказку по цветам. У меня получилось так» (слайд 11)
«Давайте ответим на вопрос: Чем «Цветная» сказка «Репка» отличается от сказки, которую тебе в детстве рассказывали дома?»
Далее обсуждается вопрос: чем «цветная сказка» отличается от сказки, которую они читали или слышали дома.
Дополнительное задание (проводится в случае, если хватит времени занятия):а теперь попробуйте разложить эту сказку при помощи тех предметов, которые есть в ваших пеналах. (слайд 12)
Упражнение 4. (4-5 минут)
Расскажи соседу интересный случай, потом послушай его историю. Договорись с ним, к какому случаю вы будете рисовать картинку. Нарисуй её и красиво подними руку. (слайд 13)
Упражнение 5.(4-5 минут)
«А теперь вспомним, куда складывает свои вещи путешественник? Конечно, в рюкзак! У вас есть у каждого листочек с изображением рюкзака. Вы должны договориться с соседом о том, как вы будете его раскрашивать. Пусть каждый его у себя раскрасит так, чтобы рюкзаки получились одинаковые. Когда справитесь с заданием, сравните рисунки и красиво встаньте около своей парты».(слайд 14)
Упражнение 6. Игра «Растущая скульптура»(5-7 минут)
«Во время похода нужно уметь отдыхать. Давайте попробуем. Встаньте в 2-3 круга (в зависимости от количества детей) и посчитайтесь от 1 до 8. У каждого будет свой номер. Сейчас я включу музыку, и вы начнёте ходить по кругу. Можно пританцовывать в ритме музыки. Когда я скажу: «Номер один!» ребёнок под номером один должен выйти в середину круга, принять какую – нибудь позу и перестать двигаться. В этом положении он будет находиться до конца игры. Затем я позову ребёнка под номером два. Он тоже должен будет выйти в середину круга и принять какую – то позу, но при этом обязательно соприкоснуться с первым ребёнком. И так по очереди до тех пор, пока вы все не выстроитесь в одну большую скульптуру в своей группе».
Музыка звучит разной интенсивности по темпу и звуку. (слайд 15)
3. Заключительная часть.(2-3 минуты)
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что было необычного?», «Что получилось?», «Что не получилось?».
«Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы сегодня молодцы!
До следующей встречи!»
Дополнительно:
С диагностической целью в начале и конце занятия обучающимся предлагается выбрать цветной кружок (шесть основных цветов по два кружка каждого вида стоят на парте в коробочке), соответствующий настроению и положить его на край стола. На детей, у которых в начале занятия цвет: коричневый или чёрный, нужно обратить особое внимание, чаще, чем к другим обращаться. Если в конце занятия цвет изменится на более яркий, то это будет свидетельствовать о положительной динамике. Также нужно обратить внимание на детей, у которых цвет изменится наоборот.
Список используемой литературы:
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М. : «Ось-89», 2008. – 272 с.
- Фопель К. Чуткие ушки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. Набор из 24 карточек. – М.: Генезис, 2012.
- Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2008. – 344с.
- Хухлаеева О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Генезис, 2013. – 79с.
Электронные источники информации:
- Статья «Технологическая карта урока. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/624812/
- Видео физкультминутки: http://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA
- Изображения девочек: http://babypodarok.ru/p/posts/origin/2363.jpg,
- Изображения мальчиков:http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/825e63caa786dccfb8f48d228de901d2-501x332.jpg
- Изображение рюкзака: http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/26f6bac08cd87eb6085dc4230493ee9e.jpg