Психологический тренинг

с педагогами

 

на тему: «ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

В РАБОТЕ ПЕДАГОГА»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) го­ворит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчи­вается, когда все участники поприветствуют окружа­ющих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Методические рекомендации: эту игру желательно использовать во второй день работы, когда еще не все участники запомнили имена друг друга, но в предыдущий день уже проходила груп­повая работа. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом, можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состо­яние, не называя себя по имени. Но даже при этом варианте группа хором приветствует каждого, обяза­тельно называя его по имени.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ШУШАНИКА МИНИЧНА»

Цель: отработать одну из техник запоминания имен.

Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашива­ет своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участ­ник должен ответить любой фразой, при этом обяза­тельно повторить услышанное имя собеседника. На­пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, краси­вое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шу­шаника Минична» задает вопрос своему соседу сле­ва: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны в приложении 2.

Обсуждение: после выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретенные тут же. Участники делятся этими приемами в кру­гу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти. Методические рекомендации: если круг больше 10—12 человек, то некоторые участники устают слушать других. Несмотря на это мы проводим упражнение только в одном кругу, без деле­ния на подгруппы. Чтобы повысить мотивацию, мож­но ввести следующий игровой элемент. Если кто-то из участников не может произнести имя соседа, он обращается за помощью к любому представителю группы: «Марина, помоги мне, пожалуйста». Этот простой прием помогает активизировать внимание всех участников.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «ад­вокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина —воспитателей детских садов. Группа ста­нет разыгрывать различные ситуации. Родитель при­дет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, по­этому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по дру­гой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы при­шли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.». Затем тренер предлагает участникам приду­мать свои ответы.

После этого участники делятся на две равные под­группы. Каждый участник первой подгруппы (роди­тель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по ауди­тории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказы­вает ему свою ситуацию, в ответ участник второй под­группы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тре­нер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень раз­личных ситуаций представлен в приложении 3.

Обсуждение: в процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности воз­никли при выполнении данного упражнения? сколь­ко времени уходило на то, чтобы сформулировать во­прос?

Методические  рекомендации: при выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собе­седнику в повествовательной форме, чем сформули­ровать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

УПРАЖНЕНИЕ «БЛЕФ-ТУРНИР»

Цель: отработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.

Содержание: для проведения данного упражнения понадобятся какие-либо небольшие предметы, которые можно зажать в кулаке, по одному на каждого участника. Это могут быть фишки, спички, фрагменты открыток, фантики от конфет, конфеты и т. д.

Группа разбивается на две подгруппы. Перед нача­лом турнира каждый участник придумывает по одно­му закрытому вопросу для представителя противо­положной команды. Например: «Ты умеешь делать пельмени?», или «Ты когда-нибудь была в Америке?», или «У тебя есть брат?» и т. д. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%, то есть если мы спросим, к примеру, летал ли наш собеседник в космос, то мы можем ожидать однозначный ответ «нет», а на вопрос: «Ты когда-ни­будь ел блины?» каждый ответит «да». Оба эти вопроса не подходят для данного упражнения, потому что от­вет достаточно предсказуем. Для того чтобы избежать подобных вопросов, участники могут советоваться друг с другом, внутри команды, но так, чтобы проти­воположная сторона не узнала содержания вопросов. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга следующим образом:

№1№3№5№7№9№11№13№15 - участники 1-й команды №2№4№6№8№10№12№14№ 16 – участники  2-й команды.

Тренер выдает каждому участнику какой-либо не­большой предмет (конфету), а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику № 2. Участник № 2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет (конфету). Если он действительно хотел дать положи­тельный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный ответ — в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли бы ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после от­вета на него сообщает свое мнение. Например:

Участник № 1.У тебя когда-нибудь в доме жил попугай?

Участник №2. Да, конечно! (За спиной кладет конфету в левую руку, вытягивает обе руки вперед.)

Участник № 1. Чем ты его кормила?

Участник № 2. Орехами и манной кашей.

Участник № 1.Я думаю, что это ложь.

Участник №2 раскрывает ладони, и группа убеждается, что ответ был ложным.

Участник № 1 одержал победу в этом поедин­ке, потом что он правильно угадал ответ. В этом слу­чае участник № 2 кладет свой предмет (конфету) в чашу команды противника. Если бы участник № 1 не угадал, был ли ответ на закрытый вопрос правдивым, участник № 2 положил бы предмет (конфету) в чашу своей команды.

Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме. Потом участник № 3 вступает в поединок с участником № 4 и т. д. Таким образом, каждый из участников должен задать по два вопроса (один — закрытый, а другой — открытый), и каждый должен ответить на два вопроса. После этого тренер подводит итог и выявляет команду-победителя. По желанию группы очки можно не подсчитывать. Если участники разыгрывали конфеты, то можно высыпать их в одну большую вазу, а в перерыве организовать чае­питие, чтобы сплотить группу после состязания.

Если число участников тренинга превышает 16-18 человек, то упражнение можно проводить в подгруп­пах, завершив его обсуждением результатов в кругу.

Обсуждение: тренер предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некото­рые вопросы. Например: каковы возможности каж­дого из типов вопросов? в каком случае лучше исполь­зовать открытые, а в каком закрытые вопросы? на какие вопросы легче отвечать неискренне — на откры­тые или закрытые?

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Содержание: группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей. Же­лательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родите­лей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый пред­ставитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает ра­зыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Со­общая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это про­изошло?» и т. д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную об­ратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, мож­но было сделать по-другому.

После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меня­ются ролями. Таким образом, каждый участник по­бывает в роли педагога и в роли родителя.

Обсуждение: проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техни­ка «сэндвича»? Насколько удобна она в работе пе­дагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чув­ствовали во время данной «консультации»?

Методические   рекомендации: при выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «роди­телей» и «педагога».

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ РЕЛАКСАЦИИ»

Цель: вооружить педагогов несколькими упражнениями,

которые помогли бы им снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе ра­боты.

Содержание: тренер знакомит участников с определенными масками релаксации, которые желающие могли выполнить.

Обсуждение: в процессе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и пытаются выяснить, какие группы мышц лица не были задействованы, но часто находят­ся в зажатом состоянии у большинства педагогов.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО...»

Цель: обобщать знания, полученные в ходе двух дней работы на тренинге.

Содержание:              Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее за­дание: первая — перечисляет критерии эффективно­го общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, исполь­зуя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составлен­ные ими списки критериев, остальные участники мо­гут по желанию дополнять предложенный перечень. Тренер записывает на доске (на блокноте) высказывания участников и к следующему дню готовит их в виде раздаточного материала.

Обсуждение: проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую ми­нуту — после завершения работы второго дня тренинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологический тренинг

с педагогами

 

на тему: «ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

В РАБОТЕ ПЕДАГОГА»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Усть-Нера, 2017 г.

ИГРА-ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: знакомство, снятие эмоционального напряжения участников, объединение группы.

Содержание: все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) го­ворит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчи­вается, когда все участники поприветствуют окружа­ющих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!»

Методические рекомендации: эту игру желательно использовать во второй день работы, когда еще не все участники запомнили имена друг друга, но в предыдущий день уже проходила груп­повая работа. Если игра проходит в группе, все члены которой уже знакомы друг с другом, можно просто приветствовать окружающих и показывать свое состо­яние, не называя себя по имени. Но даже при этом варианте группа хором приветствует каждого, обяза­тельно называя его по имени.

УПРАЖНЕНИЕ «ШУШАНИКА МИНИЧНА»

Цель: отработать одну из техник запоминания имен.

Содержание: упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашива­ет своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участ­ник должен ответить любой фразой, при этом обяза­тельно повторить услышанное имя собеседника. На­пример: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, краси­вое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шу­шаника Минична» задает вопрос своему соседу сле­ва: «Представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Образцы карточек с именами даны в приложении 2.

Обсуждение: после выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память, кто-то даже использовал мнемотехнические приемы, известные ему давно или изобретенные тут же. Участники делятся этими приемами в кру­гу. Многие из них считают, что это упражнение — хорошая гимнастика для памяти. Методические рекомендации: если круг больше 10—12 человек, то некоторые участники устают слушать других. Несмотря на это мы проводим упражнение только в одном кругу, без деле­ния на подгруппы. Чтобы повысить мотивацию, мож­но ввести следующий игровой элемент. Если кто-то из участников не может произнести имя соседа, он обращается за помощью к любому представителю группы: «Марина, помоги мне, пожалуйста». Этот простой прием помогает активизировать внимание всех участников.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»

Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «ад­вокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина —воспитателей детских садов. Группа ста­нет разыгрывать различные ситуации. Родитель при­дет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит.

Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок не имеет в группе друзей, по­этому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по дру­гой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы при­шли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.». Затем тренер предлагает участникам приду­мать свои ответы.

После этого участники делятся на две равные под­группы. Каждый участник первой подгруппы (роди­тель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по ауди­тории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказы­вает ему свою ситуацию, в ответ участник второй под­группы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тре­нер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень раз­личных ситуаций представлен в приложении 3.

Обсуждение: в процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности воз­никли при выполнении данного упражнения? сколь­ко времени уходило на то, чтобы сформулировать во­прос?

Методические  рекомендации: при выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собе­седнику в повествовательной форме, чем сформули­ровать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной).

На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

УПРАЖНЕНИЕ «БЛЕФ-ТУРНИР»

Цель: отработать технику постановки открытых и закрытых вопросов.

Содержание: для проведения данного упражнения понадобятся какие-либо небольшие предметы, которые можно зажать в кулаке, по одному на каждого участника. Это могут быть фишки, спички, фрагменты открыток, фантики от конфет, конфеты и т. д.

Группа разбивается на две подгруппы. Перед нача­лом турнира каждый участник придумывает по одно­му закрытому вопросу для представителя противо­положной команды. Например: «Ты умеешь делать пельмени?», или «Ты когда-нибудь была в Америке?», или «У тебя есть брат?» и т. д. Необходимо придумать такой вопрос, чтобы вероятность ответа «да» равнялась 50%, то есть если мы спросим, к примеру, летал ли наш собеседник в космос, то мы можем ожидать однозначный ответ «нет», а на вопрос: «Ты когда-ни­будь ел блины?» каждый ответит «да». Оба эти вопроса не подходят для данного упражнения, потому что от­вет достаточно предсказуем. Для того чтобы избежать подобных вопросов, участники могут советоваться друг с другом, внутри команды, но так, чтобы проти­воположная сторона не узнала содержания вопросов. Далее команды выстраиваются в две шеренги друг напротив друга следующим образом:

№1№3№5№7№9№11№13№15 - участники 1-й команды №2№4№6№8№10№12№14№ 16 – участники  2-й команды.

Тренер выдает каждому участнику какой-либо не­большой предмет (конфету), а на своем столе ставит две чаши. Участник № 1 задает свой закрытый вопрос участнику № 2. Участник № 2, независимо от того, как бы он ответил на этот вопрос искренне, отвечает «да» и у себя за спиной незаметно прячет в кулаке предмет (конфету). Если он действительно хотел дать положи­тельный ответ, предмет находится в правой руке, если отрицательный ответ — в левой. Далее участник № 1 должен отгадать, правдивым ли бы ответ участника № 2, для этого он задает открытый вопрос и после от­вета на него сообщает свое мнение. Например:

Участник № 1.У тебя когда-нибудь в доме жил попугай?

Участник №2. Да, конечно! (За спиной кладет конфету в левую руку, вытягивает обе руки вперед.)

Участник № 1. Чем ты его кормила?

Участник № 2. Орехами и манной кашей.

Участник № 1.Я думаю, что это ложь.

Участник №2 раскрывает ладони, и группа убеждается, что ответ был ложным.

Участник № 1 одержал победу в этом поедин­ке, потом что он правильно угадал ответ. В этом слу­чае участник № 2 кладет свой предмет (конфету) в чашу команды противника. Если бы участник № 1 не угадал, был ли ответ на закрытый вопрос правдивым, участник № 2 положил бы предмет (конфету) в чашу своей команды.

Теперь участник № 2 задает свой закрытый вопрос участнику № 3, и далее упражнение выполняется по аналогичной схеме. Потом участник № 3 вступает в поединок с участником № 4 и т. д. Таким образом, каждый из участников должен задать по два вопроса (один — закрытый, а другой — открытый), и каждый должен ответить на два вопроса. После этого тренер подводит итог и выявляет команду-победителя. По желанию группы очки можно не подсчитывать. Если участники разыгрывали конфеты, то можно высыпать их в одну большую вазу, а в перерыве организовать чае­питие, чтобы сплотить группу после состязания.

Если число участников тренинга превышает 16-18 человек, то упражнение можно проводить в подгруп­пах, завершив его обсуждением результатов в кругу.

Обсуждение: тренер предлагает участникам поделиться своими впечатлениями от упражнения и ответить на некото­рые вопросы. Например: каковы возможности каж­дого из типов вопросов? в каком случае лучше исполь­зовать открытые, а в каком закрытые вопросы? на какие вопросы легче отвечать неискренне — на откры­тые или закрытые?

УПРАЖНЕНИЕ «КАК БЫ ЭТО СКАЗАТЬ»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Содержание: группа делится на две подгруппы: одна из них выполняет роль педагогов, другая — роль родителей. Же­лательно, чтобы каждый участник получил какой-нибудь опознавательный знак, символизирующий принадлежность к той или иной подгруппе. Например, бумажная повязка на руке синего цвета для «родите­лей», красная — для «педагогов»; бумажная медаль на шею с буквами «Р», «П» и др. После этого участники встают со стульев и начинают ходить по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый пред­ставитель команды «педагогов» находит себе пару из команды «родителей». Затем каждая пара организует пространство удобным для нее образом и начинает ра­зыгрывать ролевую игру. Учитель сообщает родителю, что его сын Гоша нагрубил молодому учителю математики, обозвал его и наотрез отказался извиняться. Со­общая эту информацию, «учитель» использует технику сэндвича. «Родитель» слушает, подавая минимальные вербальные реакции («Да», «Угу», «Кто?», «Как это про­изошло?» и т. д. — нерефлексивное слушание). Затем через определенный промежуток времени (3—5 минут) по сигналу ведущего «родитель» дает вербальную об­ратную связь «педагогу», информируя его о том, как он чувствовал себя в ходе беседы и что, на его взгляд, мож­но было сделать по-другому.

После этого упражнение выполняется еще раз в новых парах, а затем «педагоги» и «родители» меня­ются ролями. Таким образом, каждый участник по­бывает в роли педагога и в роли родителя.

Обсуждение: проходит в кругу. Первый вопрос тренер задает «педагогам»: какими возможностями обладает техни­ка «сэндвича»? Насколько удобна она в работе пе­дагога? Ее достоинства и недостатки. Следующая группа вопросов адресована «родителям»: что они чув­ствовали во время данной «консультации»?

Методические   рекомендации: при выполнении этого упражнения необходимо обратить особое внимание на обратную связь «роди­телей» и «педагога».

УПРАЖНЕНИЕ «МАСКИ РЕЛАКСАЦИИ»

Цель: вооружить педагогов несколькими упражнениями,

которые помогли бы им снять мышечные зажимы лица и лучше управлять своей мимикой в процессе ра­боты.

Содержание: тренер знакомит участников с определенными масками релаксации, которые желающие могли выполнить.

Обсуждение: в процессе обсуждения участники делятся своими впечатлениями и пытаются выяснить, какие группы мышц лица не были задействованы, но часто находят­ся в зажатом состоянии у большинства педагогов.

УПРАЖНЕНИЕ «ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЕМ - ЭТО...»

Цель: обобщать знания, полученные в ходе двух дней работы на тренинге.

Содержание:              Группа делится на две команды, и в течение 10—15 минут каждая подгруппа выполняет следующее за­дание: первая — перечисляет критерии эффективно­го общения с родителями, используя первые буквы первого слова словосочетания «общение с родителем». Например:

«о» — обаяние педагога,

«б» — безусловное принятие родителя таким, как он есть, и т. д.

Вторая подгруппа перечисляет критерии, исполь­зуя первые буквы второго слова — «родителем».

Затем команды по очереди зачитывают составлен­ные ими списки критериев, остальные участники мо­гут по желанию дополнять предложенный перечень. Тренер записывает на доске (на блокноте) высказывания участников и к следующему дню готовит их в виде раздаточного материала.

Обсуждение: проходит в свободной форме в том случае, если возникает необходимость в нем.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Участники, используя информацию, полученную в процессе работы, по кругу показывают один жест, отражающий его ощущения и состояние в настоящую ми­нуту — после завершения работы второго дня тренинга.