Практическое занятие 

 с обучающимися 5-7 классов

 

на тему: «Моя уникальность»

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон, собственной полезности для окружающих и обще­ства.

Ритуальное упражнение «Доброе животное», которым начинается и заканчивается каждое занятие. См. 1 занятие.

 

Упражнение «Пустое место»

Цель: Создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения.

Содержание:       Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним остается пус­тое место. Задача участника без пары — перема­нить кого-нибудь на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший приглаше­ние занять пустое место перебегает на него. Ос­тавшийся без пары становится ведущим и перема­нивает на освободившееся место любого другого участника.

 

Затем обсуждается: трудно ли было пере­дать приглашение взглядом, трудно ли было по­нять, что приглашают?

Заметки для ведущего: Можно попросить кого-нибудь из ребят продемонстрировать, как они приглашали взглядом партнера?

 

Упражнение «Какой Я»

Цель: Развитие умения видеть в людях отличительные особенности и адекватно принимать мнение о себе со стороны других.

Содержание:       Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солныш­ко. Нужно подойти к своим товарищам на выбор: они пишут на листе ответы на вопросы — какой этот человек во взаимоотношениях с другими и какой у него характер, умеет ли он добиваться своих целей и т. д. По окончании работы листки снимаются и все обмениваются впечатлениями.

 

Участники высказываются: насколько трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища. Автора написанного не выявляют. Это упражнение иногда вызывает у ре­бят напряжение: они боятся и не хотят слышать критику в свой адрес. В связи с этим следует порас­суждать с подростками: нужно ли знать о своих не­достатках? И нужно ли принимать оценку себя со стороны, пусть и негативную?

 

Подростков необхо­димо подвести к осознанию: критика помогает пе­ресмотреть человеку свое поведение и изменить что-то в себе. Ведь человек не всегда сам может уви­деть собственные недостатки, которые мешают ему продуктивно общаться и жить с другими людьми.

Заметки для ведущего: Некоторые ребята могут нарисовать только солнышко, и это их выбор. Нужно предупредить ребят, чтобы они были искренними и не обижа­ли партнеров, раскрывая их недостатки.

 

Упражнение «Банка секретов»

Цель: Оказание помощи подросткам в признании своих недостатков и стремлении их исправить.

 

Содержание: Каждый участник помечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что не­гативного он открыл в себе с помощью товари­щей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе.

Листки складываются в стеклянную банку, банка «опечатывается» и отдается на хранение ве­дущему. Эта банка будет открыта на последнем за­нятии.

Заметки для ведущего: Некоторые ребята не захотят писать о своих недостатках. Нужно убедить их, что о содержимом листка никто не узнает, ребята пишут самим себе «письмо в будущее».

 

Упражнение «Друг для друга»

Цель: Развитие представлений о своей полезности для других людей.

Содержание:       Участникам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.

 

Обсуждение: насколько было трудно опре­делить «полезность» человека для себя? Чем ру­ководствовались ребята при выполнении зада­ния: дружескими отношениями, нежеланием обидеть кого-то или, наоборот, плохие отноше­ния повлияли на выбор?

Заметки для ведущего: Перед началом работы следует предупредить ребят, что, если кто-то не считает кого-то полезным для себя, не стоит на это обижаться, может, это связано с различием в интересах.

 

Упражнение «Бумажные мячики»

Цель: Достижение эмоциональной разрядки.

Содержание:       Участники делают из старых газет мячики.

Группа делится пополам и выстраивается в две линии на расстоянии 4-5 метров друг напротив друга. На полу проводится мелом «граница», за которую переступать нельзя, иначе можно ока­заться в стане противника. По команде ведущего участники бросают свои мячики в сторону «про­тивника». Задача: перебросить все мячи через гра­ницу. По команде «Стоп» участники перестают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей.

Заметки для ведущего: Предупредить ребят, чтобы они не целились друг другу в глаза, а если в кого-то попали случайно, пусть не обижается, это игра.

Рефлексия

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.