Практическое занятие
с обучающимися 5-7 классов
на тему: «Моя уникальность»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
Цель: осознание собственной уникальности, своих сильных и слабых сторон, собственной полезности для окружающих и общества.
Ритуальное упражнение «Доброе животное», которым начинается и заканчивается каждое занятие. См. 1 занятие.
Упражнение «Пустое место»
Цель: Создание доброжелательной рабочей атмосферы, развитие умения понимать друг друга, обращая внимание на невербальные средства общения.
Содержание: Половина участников сидит на стульях, другие стоят за ними, но перед одним остается пустое место. Задача участника без пары — переманить кого-нибудь на пустое место без слов и жестов, только взглядом. Принявший приглашение занять пустое место перебегает на него. Оставшийся без пары становится ведущим и переманивает на освободившееся место любого другого участника.
Затем обсуждается: трудно ли было передать приглашение взглядом, трудно ли было понять, что приглашают?
Заметки для ведущего: Можно попросить кого-нибудь из ребят продемонстрировать, как они приглашали взглядом партнера?
Упражнение «Какой Я»
Цель: Развитие умения видеть в людях отличительные особенности и адекватно принимать мнение о себе со стороны других.
Содержание: Каждому участнику прикрепляется лист бумаги на спину, в углу листа рисуется значок: если он хочет узнать о своих недостатках, то ставит крестик, если только о достоинствах, то солнышко. Нужно подойти к своим товарищам на выбор: они пишут на листе ответы на вопросы — какой этот человек во взаимоотношениях с другими и какой у него характер, умеет ли он добиваться своих целей и т. д. По окончании работы листки снимаются и все обмениваются впечатлениями.
Участники высказываются: насколько трудно было принимать мнение других и давать свою оценку характеру товарища. Автора написанного не выявляют. Это упражнение иногда вызывает у ребят напряжение: они боятся и не хотят слышать критику в свой адрес. В связи с этим следует порассуждать с подростками: нужно ли знать о своих недостатках? И нужно ли принимать оценку себя со стороны, пусть и негативную?
Подростков необходимо подвести к осознанию: критика помогает пересмотреть человеку свое поведение и изменить что-то в себе. Ведь человек не всегда сам может увидеть собственные недостатки, которые мешают ему продуктивно общаться и жить с другими людьми.
Заметки для ведущего: Некоторые ребята могут нарисовать только солнышко, и это их выбор. Нужно предупредить ребят, чтобы они были искренними и не обижали партнеров, раскрывая их недостатки.
Упражнение «Банка секретов»
Цель: Оказание помощи подросткам в признании своих недостатков и стремлении их исправить.
Содержание: Каждый участник помечает листок своим значком. Затем он записывает на листке, что негативного он открыл в себе с помощью товарищей в предыдущем упражнении и что хотел бы изменить в себе.
Листки складываются в стеклянную банку, банка «опечатывается» и отдается на хранение ведущему. Эта банка будет открыта на последнем занятии.
Заметки для ведущего: Некоторые ребята не захотят писать о своих недостатках. Нужно убедить их, что о содержимом листка никто не узнает, ребята пишут самим себе «письмо в будущее».
Упражнение «Друг для друга»
Цель: Развитие представлений о своей полезности для других людей.
Содержание: Участникам предлагается подумать и написать, где и чем может быть полезен каждый член группы. По окончании работы зачитывается, что получилось.
Обсуждение: насколько было трудно определить «полезность» человека для себя? Чем руководствовались ребята при выполнении задания: дружескими отношениями, нежеланием обидеть кого-то или, наоборот, плохие отношения повлияли на выбор?
Заметки для ведущего: Перед началом работы следует предупредить ребят, что, если кто-то не считает кого-то полезным для себя, не стоит на это обижаться, может, это связано с различием в интересах.
Упражнение «Бумажные мячики»
Цель: Достижение эмоциональной разрядки.
Содержание: Участники делают из старых газет мячики.
Группа делится пополам и выстраивается в две линии на расстоянии 4-5 метров друг напротив друга. На полу проводится мелом «граница», за которую переступать нельзя, иначе можно оказаться в стане противника. По команде ведущего участники бросают свои мячики в сторону «противника». Задача: перебросить все мячи через границу. По команде «Стоп» участники перестают бросаться мячами. Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей.
Заметки для ведущего: Предупредить ребят, чтобы они не целились друг другу в глаза, а если в кого-то попали случайно, пусть не обижается, это игра.
Рефлексия
Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Ребята делятся впечатлениями о занятии, что им понравилось, а что нет.