Практическое занятие 

с обучающимися 9 класса

 

на тему: «Экзамен? -  Без проблем!»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

Цель: обучить элементам  правильной  самоорганизации в процессе подготовки к ГИА.

1.     Приветствие ведущего.

Многие люди задумываются над вопросом, как справится с тревогами и страхами, чтобы быть успешными в достижении целей. Кто – то сжимает зубы и идёт вперёд, кто –то пасует просто «прячет голову в песок», а кто – то находит свой способ, справиться препятствиями на пути к достижению цели.

Историческая справка.

Истории из жизни известных людей – эффективный способ привлечь внимание старших подростков к новой информации. Ведущий рассказывает случай, который произошёл с Гейленом Литчфилдом - одним из самых преуспевающих американских бизнесменов во время Великой Отечественной войны, и позволил бизнесмену создать уникальный метод борьбы с волнением.

2.     Метод Литчфилда. Практикум.

Ведущий предлагает учащимся проверить эффективность метода американского бизнесмена на практике. Для этого необходимо разделиться на три группы. Каждая группа получает карточку с обозначенной проблемой:

-      очень сильно волнуюсь, не могу справиться с тревогой и страхом;

-      не знаю, как организовать оставшееся время для подготовки к экзамену;

-      плохо знаю процедуру ГИА, не умею работать с КИМами.

Далее группы работают по схеме Литчфилда.

  • О чем я сейчас беспокоюсь? – проблема обозначена в карточке
  • Что я могу предпринять?  - Это поиск ресурсов решения ситуации. Необходимо записать  все идеи, при   этом, постараться увидеть последствия каждой.
  • Что  я собираюсь сделать, чтобы решить проблему? – Выбор наиболее оптимальных решений.
  • Когда я собираюсь начать выполнение намеченных действий? – Указать срок.

Обсуждение полученных  результатов с комментариями ведущего. Это упражнение является своеобразным индикатором качества работы учащихся на протяжении предыдущих встреч.

  1. Упражнение «Ладошка».

Это упражнение  - источник положительных эмоций, и логичное завершение работы по психологической подготовке к экзаменам. Важно предупредить участников о недопустимости оскорбительных надписей. Если появляется такое желание, то лучше вообще отказаться от работы или пропустить ладошку, которая вызывает неприятные эмоции.

Ведущий раздаёт участникам яркие листы формата А4 и предлагает обвести контур своей ладони. Далее работа ведётся по инструкции:

  • В центре ладони – написать свое имя;
  • На большом пальце – положительную ассоциацию на слово «экзамен»;
  • На указательном пальце – свое главное  положительное качество, которое поможет успешно сдать      экзамены;
  • На среднем пальце – фразу, которая придает уверенности в себе (например, «У меня все получится!», «Я верю в себя!»);
  • На безымянном  и мизинце – внешние ресурсы (по одному на пальце): кто или что помогут успешно сдать экзамены.

Далее листы с ладошками передаются по кругу (пока лист не вернется автору), и одноклассники вокруг ладони пишут свои позитивные пожелания, связанные со сдачей экзаменов.

4.     Рефлексия.

В конце работы ведущий вручает подросткам буклеты «Ни пуха,  ни пера!» и дополнительные карточки – схемы Литчфилда для индивидуальной работы дома.