Тренинг

с педагогами школы

 

на тему:  «Сохранение психического здоровья

в процессе педагогической деятельности.

Как избежать невроза, разрешая конфликты»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ — состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности.

К основным критериям ПЗ относятся:

- соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий;

- адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности;

- адаптивность в микросоциальных отношениях;

- способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и др.

Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка дома и на работе.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру человека: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, интересов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.

Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и труднее.

«Чтобы сегодня выжить, нужно иметь хорошее здоровье, огромную трудоспособность, аналитические навыки и общительность»

А чтобы заболеть, достаточно:

- перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни;

- самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот;

- работать на нескольких работах, на износ;

- перестать следить за состоянием своего здоровья;

- конфликтовать с окружающими;

- постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих;

- не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний.

 

     Чтобы полностью заболеть, нужно:

- перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей;

- неадекватно оценивать себя и свое поведение;

- перестать считаться с интересами других людей;

- думать только о своем обогащении любой ценой.

 

Психологи выделяют способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях. Вот некоторые из них:

- наличие четких личных целей;

- наличие разумных личностных ценностей;

- знание современных подходов к окружающим людям;

- понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них,

- способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях.

Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, педагог должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека.

     Для этого надо:

     - понимать себя;

     - познавать другого человека;

     - уметь общаться с людьми;

     - уметь регулировать свое поведение.

 

Легкое отношение к своему здоровью - вредно для себя. Чем меньше лучше мы к себе - тем больше хуже к нам здоровье.

Современная практическая психология и педагогика объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, необходимых для решения сложных профессиональных проблем.

Острая нехватка психологических, психогигиенических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, свое место и роль в мире, способствует ухудшению своего психического здоровья.

     Без психологических знаний трудно выжить в современных условиях. Однако их присутствие еще не гарантия психического здоровья.

Признаки "тяжелого случая", трудно поддающегося лечению:

     - не хочу познавать себя и других людей;

     - свой характер не собираюсь менять и под кого-то там подстраиваться;

     - не понимаю себя, затрудняюсь в ответе на вопрос: "Что же я хочу?";

     - пагубные и вредные привычки;

     - теряю контроль над эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях;

     - не развиваю деловых свойств;

     - не умею держать себя в общении с себе подобными;

     - нетерпеливо отношусь к слабостям окружающих;

     - всех ненавижу;

     - понимаю, что никого я в этой жизни не люблю.

 

Здоровье - это ресурс, а не издержки жизни. Укрепляя его, надо нести ответственность за него в той же мере, что и за цели жизни. Ваше здоровье - это стратегический ресурс, размеры которого должны отвечать стратегическим целям. Нельзя допустить, чтобы жизнь делилась на две части:

     - первую половину жизни трачу свое здоровье на то, чтобы заработать;

     - вторую половину - на восстановление здоровья.

 

Задача психологии и психологов - помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений и срывов.

     «Профилактика невроза - это удовольствие. Запоздалое лечение - душевные муки. Уклонение от лечения - страдания и постоянная боль»

     Приобретение невроза - одно из последствий современной стремительной жизни эмоционально-лабильного человека.

Профилактика невроза - важная задача для современного человека. Советы психологов помогут активно осуществлять профилактику этого заболевания.

 

Что такое невроз?

 

«Невроз - болезнь, обусловленная действием информации»

     Выделение в особую группу заболеваний, вызванных информационным действием раздражителей, отражает основную причину этих болезней.

 

Чаще всего неврозы вызываются информацией:

     - о семейных или любовных невзгодах,

     - о потере близких,

     - о крахе надежд,

     - о служебных неприятностях,

     - о наказании за совершенное деяние,

     - об угрозе жизни, здоровью или благополучию.

     Психической травмой может быть как безречевое, так и речевое воздействие, например, вид горящей квартиры или письменное сообщение о пожаре или взрыве.

   Действие слова как носителя патогенной информации является одной из самых частых причин неврозов.

     Информацию может нести не только физический сигнал, но и его отсутствие, например, прекращение связи с родными и близкими Патогенными могут оказаться однократно действующие сверхсильные и, особенно, многократно действующие более слабые раздражители В первом случае говорят об острых, во втором - о хронических психических травмах или психотравмирующей ситуации. Действие слабых раздражителей может суммироваться.

     Неприятность + неприятность + неприятность = невроз

 

Неврозы могут вызываться и такими общеистощающими вредностями, как:

     - длительное недосыпание;

     - умственное или физическое перенапряжение;

     - противоречивые тенденции поведения (например, конфликт между долгом и желанием).

«Чем больше "закручивать гайки" для себя, тем больше шансов стать невротиком»

 

Состояние стресса, вызванное психическими факторами (действием информации), принято называть эмоциональным стрессом.

«Длительные отрицательные эмоции - мои лучшие слуги! - Смерть»

 

 «Не можешь поменять жизнь, измени к ней отношение и сохранишь свое здоровье»

Благодаря изменению отношения с "горячего" на "холодное" к травмирующему фактору, достигается стойкое устранение болезненного симптома.

 

Каковы возможные пути развития личности?

Самоидентификация:

1. Начните осознавать свое тело. Некоторое время отмечайте исключительно нейтрально, без какой-либо попытки изменить их, все телесные ощущения, которые вы можете осознать.

Осознайте, например, контакт тела со стулом, на котором сидите, ног - с полом, одежды - с кожей.

Осознайте свое дыхание.

Когда вы убедитесь, что достаточно долго исследовали свои телесные ощущения, оставьте их и переходите к следующему этапу.

2. Начните осознавать свои чувства. Что вы чувствуете прямо сейчас?

Какое важнейшее, самое сильное чувство вы постоянно испытываете в своей жизни? Рассмотрите отдельно позитивные и негативные чувства: любовь и раздражение, ревность и нежность, депрессию и приподнятость и др.

Не оценивайте. Смотрите на свои чувства исключительно с объективных позиций, как ученый, описывающий явления.

Когда вы будете удовлетворены, переключите свое внимание на следующий этап.

3. Переведите внимание на свои желания. Сохраняя ту же беспристрастную позицию, рассмотрите основные желания, образующие мотивацию в вашей жизни. Часто вы можете легко идентифицировать себя с ними, но сейчас просто рассмотрите их.

Наконец, оставьте свои желания и переходите к следующему этапу.

4. Понаблюдайте за миром своих мыслей. Как только мысль появится, следите за ней до тех пор, пока ее место не займет другая, третья и т. д. Если вы считаете, что у вас нет никаких мыслей, осознайте, что это тоже мысль. Следите за течением своего сознания: воспоминания, суждения, образы, чепуха, аргументы. Делайте это в течение двух минут, затем исключите эту реальность из поля вашего наблюдения.

5. Наблюдатель (контролёр) - тот, кто следит за вашими ощущениями, чувствами, желаниями и мыслями - не то же самое, что объект, за которым он наблюдает. Кто же наблюдает за всеми этими реалиями? Это - ваше Я". "Я" - это не образ или мысль, но сущность, наблюдающая за образами и мыслями и удаленная от них. Вы - эта сущность. Скажите про себя:

"Я есть Я, центр чистого сознательного". Делайте это в течение двух минут.

Приятие:

1. Подумайте о чем-либо из вашей жизни, к чему вы испытывали или испытываете благодарность. Это могут быть присутствие любимого человека, ваш талант, превосходное самочувствие, красивый цветок и т. д. Представьте его ярко, оценивайте его, думайте о том, что он вам дает и чему вы от него можете научиться.

2. Теперь подумайте о чем-нибудь (или о ком-нибудь), чего (или кого) вы хотели бы избежать в своей жизни. Опять же представляйте его, внимательно разглядывайте всякую свою реакцию на него. Наблюдайте за реакциями, не пытаясь препятствовать им или остановить их. Проследите вашу обычную стратегию неприятия. Осознайте, как это проявляется на уровне вашего тела, чувств и мышления.

3. Теперь предположите, что жизнь направляет вас, общаясь с вами закодированным языком ситуаций и событий. Какое послание заключено в ситуации или событии, выбранных вами? Запишите все идеи, пришедшие вам в голову, пока вы думали над этим вопросом.

4. Теперь вернитесь к предмету, который вызывает вашу благодарность. Представьте себе его еще раз, подумайте о нем с пониманием и как можно полнее осознавайте ваше приятие.

5. Теперь обратитесь снова к неприятной ситуации. Поймите, что тот же самый мир, который дарит неприятное, способен доставить приятность, и допустите к себе, если чувствуете, готовность и желание сознательного, намеренного приятия.

 

Образ жизни - очень многоплановое понятие.

Для обеспечения здоровья важны изменения в духовной сфере, умение управлять своим сознанием и эмоциями, поддерживать физическое тело. Все должно быть гармонично.

 

Начнем с последнего. Что нужно физическому телу? Дыхание, питание и движение. О дыхании мы как-то не задумываемся, пока здоровы органы дыхания. Оно выполняется автоматически, хотя при желании мы можем им управлять.

На дыхание давно обратили внимание на Востоке. При напряженной физической работе нужно глубокое дыхание для обеспечения кислородом биохимических процессов. Дыхание по Бутейко, когда в организме накапливается углекислота, выводит организм как бы на "лезвие бритвы", на грань, за которой начинают раскрываться резервные возможности организма. Оно эффективно при многих заболеваниях, в том числе при астме, но им нельзя пользоваться постоянно.

Секрет молодости: йоги отработали разные варианты дыхания, включающие четыре этапа: вдох - пауза - выдох - пауза. Такое дыхание оказывает оздоравливающее и даже омолаживающее воздействие. Лучше дышать через нос, так как в полости носоглотки активизируются активные точки, но при очень интенсивной работе (быстрый бег в соревновательном режиме) допустимо временно дышать через рот или сбавить интенсивность нагрузки (темп бега).

В последнее время появилось много книг, где даются рекомендации по рациональному питанию. В них красной нитью проходит мысль - начни с себя, никто и ничто тебе не поможет! Подчеркивается, что человек должен потреблять только продукты живой природы. Неорганические продукты усваиваются только растениями в фотосинтезе.

Мышечное расслабление способствует снятию психического напряжения, поэтому в аутотренинге следует применять упражнения на расслабление, релаксацию, визуализацию. «Пришло время расслабить тело, иначе душе не отдохнуть!»

Но эти упражнения лишь часть того, что необходимо.

Когда наступает утомление от статической нагрузки в положении стоя, усталость снимается по методу академика А. А. Микулина (создателя авиационных двигателей). Он рекомендует приподняться на носки, оторвав пятки примерно на 1 сантиметр, и опуститься с ударом на пятки. Повторить это раз тридцать в течение 30-50-ти секунд. Усталость снимается за счет активного удаления шлаков из клеток.

Есть еще одно эффективное упражнение - «Моя комната» ("Мой дом") Сядьте, расслабьтесь и начните строить в воображении свою любимую комнату с видом на озеро, лес или куда-то еще. Обставьте ее, как вы хотите, представьте свое кресло, свое любимое место в ней. Запомните ее и мысленно уходите в нее отдыхать в любое время в течение дня. Побудьте в ней 5-7 минут, и вы ощутите прилив сил.

«Мысли о доме отгоняют плохое настроение, согревают и дают силы для борьбы и выживания».

 

Дефицит чувств - это духовный кризис, ведущий за собой болезни и одиночество.

В чем же секрет счастья? Многие считают, что выполнение наших желаний, основанных на эмоциях, и есть счастье. На самом же деле - это не счастье, а удовольствие.

В основе счастья лежит любовь. Это внимание, доброта, терпение, нежность, благодарность, уважение и преданность.

Почти всегда мы любим за что-то. Такая любовь похожа на сделку. Настоящая любовь - это просто принятие другого человека. Но многим очень трудно преодолеть себя и, следуя христианским заповедям, "возлюбить ближнего как самого себя".

Для выхода на более высокий уровень необусловленной любви и единения нужно осознать свои зависимости, научиться контролировать обстоятельства жизни и понять необходимость перепрограммирования собственного сознания, чтобы освободиться от эмоциональных стереотипов.

После этого надо научиться быть здесь и сейчас, избавляться от чувства прошлой вины и будущих страхов, основанных на прошлом опыте. Нужно помнить, что "все, что я отдаю, возвращается мне же", надо научиться прощать.

Если у человека не удовлетворены насущные потребности, сложно стать счастливым, но из всех потребностей важнейшей является самореализация через творчество. В этом заложена главная цель человека, которая по мере ее выполнения отодвигается дальше и остается недосягаемой. Отсутствие цели формирует у человека на бессознательном уровне "программу" на самоуничтожение через болезни.

 

Критерии психического здоровья:

1. Интерес к самому себе. Чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы чуть выше интересов других, жертвует собой в некоторой степени ради тех, о ком заботится, но не полностью.

«На чужом несчастье своего счастья не построить. Осчастливив другого человека, можно и для себя счастье построить».

2. Общественный интерес. Если человек поступает безнравственно, то маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

«Как ты отнесешься к окружающим, так и окружающие отнесутся к тебе. Уютные отношения - счастливая жизнь!»

3. Самоуправление (самоконтроль). Способность брать на себя ответственность за свою жизнь и одновременно стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.

«Управляй своими желаниями, иначе придется способствовать процессам пищеварения твоих недругов»

4. Высокая фрустрационная устойчивость. Предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.

«Правом на ошибку обладает каждый. Смотри без осуждения на дела свои. Критика должна быть конструктивна и давать повод для улучшения твоих достижений»

5. Гибкость. Пластичность мысли, открытость изменениям не ставит себе и другим жестких неизменных правил.

«Гибкость гарантирует долгие годы спокойной жизни»

6. Принятие неопределенности. Мы живем в мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.

«Никогда не знаешь, что случится с тем местом, куда ты идёшь»

7. Ориентация на творческие планы. Творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют вовлеченности. Они позволяют достичь психического равновесия и получить более полное удовлетворение от жизни.

«Творчество - гарантия психического здоровья»

8. Научное мышление. Стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования и оценивания их последствий в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей.

«Чтобы меньше работать руками, нужно больше думать головой»

9. Принятие самого себя. Я люблю себя только за то, что живу и имею возможность радоваться. Отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя.

 

Эрик Фромм в книге "Быть или иметь" нарисовал психологический портрет человека будущего прогрессивного общества - Нового Человека. Его главная мысль заключается в следующем:

Люди должны развивать и раскрывать лучшие стороны своего внутреннего мира, уметь взаимодействовать с другими людьми.

Структура характера Нового Человека по Фромму включает:

1.                   Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере обрести чувство безопасности, идентичности (то есть тождественности самому себе) и уверенности в себе. Сформированная  внутренняя потребность человека в заинтересованности, любви, единении с миром вместо желания иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности.

2. Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни. Условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, могут стать только полная независимость, ощущение себя на своем месте.

3. Радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации.

4. Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях; понимание того, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть.

5. Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны.

6. Развитие способности к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению.

7. Всестороннее развитие человека и его ближних как высшая цель жизни.

8. Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность.

9. Понимание того, что никакое развитие не может происходить вне какой-либо структуры, то есть понимание различия между структурой как атрибутом жизни и "порядком" как атрибутом безжизненности.

10. Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям.

11. Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым; все более глубокое и всестороннее самопознание; ощущение своего единения с жизнью, стремление понять природу и жить в гармонии с ней.

12. Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой, тонко сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой - развитие или разрушение, жизнь или смерть.

13. Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам.

 

Как избежать невроза, разрешая конфликты

Жить без конфликтов - значит всегда стремиться к конструктивным решениям, вести себя и коллектив к успехам.

Для того, чтобы хорошо овладеть собой в конфликтной ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, либо перевести разговор на другую тему, либо перенести его на другое время.

     Что делать, чтобы быть спокойным, выдержанным, доброжелательным?

     Для начала следует нащупать у себя пульс, подсчитать его удары, сконцентрировать волю, произнося про себя нужные слова-команды. Если периодически применять этот прием, можно избавиться от лишнего напряжения в конфликтных ситуациях.

     Лучшие способы разрешения конфликтов - постоянная забота друг о друге, своевременная информированность о ситуации.

     Возможные простые секреты бесконфликтности:

     1. Создайте теплую атмосферу при взаимодействии;

     2. Самый главный человек на свете - тот, кто перед вами;

     3. Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился;

     4. Ищите то, что вас сближает;

     5. Старайтесь говорить о предмете, интересующем собеседника;

     6. Не кидайте в собеседника булыжники;

     7. Без нужды не задевайте;

     8. Избиение под знаком юмора;

     9. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений;

     10. Заканчивайте беседу комплиментом.

 

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Разрешить конфликт, значит:

- устранить конфликтную ситуацию;

- исчерпать инцидент.

И не берите ничего в голову! Чем ближе к сердцу, тем хуже для здоровья!

Жизнь стоит того, чтобы ее прожить сполна!

 

Упражнение «Никто не знает, что я могу» (повышение самооценки)

Каждому из вас необходимо продолжить фразу: «Никто не знает, что я могу…»

 

Упражнение «Дерево» (осознание своей жизненной позиции).

- назовите, пожалуйста, какие вы знаете названия деревьев?

- хорошо, теперь скажите, что есть общего у всех деревьев при всём их многообразии?

Конечно, у каждого дерева есть корень, ствол, крона.

- теперь, пожалуйста, продолжите фразу: «Если бы я был деревом, я хотел бы быть….(корнем, стволом, кроной)».

- Обсуждение: итак, ответьте на вопрос: кто я в этой жизни? Кем я чувствую себя в своей жизни? Какую роль я играю в своей жизни? (от корня питается всё дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона даёт возможность дереву дышать).

- теперь мы разбиваемся на три группы: корни, стволы, кроны.

И изображаем все вместе, какое же дерево получилось из нас всех: корни, ствол, крона. Каждая группа встает в соответствии со своим названием.

 

Упражнение «Автобус» (осознание жизненных целей и способов их достижения).

 

При помощи скамеек отгораживается небольшое пространство у стены, имитирующее салон автобуса.

 Каждый из нас имеет свои цели в жизни. Прошу вас ответить на вопрос - чего бы вам хотелось добиться в жизни? (любовь, здоровье, богатство, карьера, успех, мудрость и т.д.).

Каждый из вас называет что-либо. Ответы могут совпадать. Но ответ должен быть у каждого, причём три варианта.

(Количество целей – не меньше количества участников занятия).

На бланках   вы отмечаете свои цели: цель – первая, цель вторая, цель третья в порядке значимости (самая важная – первая цель).

Итак, давайте подведём итог: в нашей группе мы хотим достичь следующего:

 

1._____________________________    «Верная любовь», «Богатырское здоровье»

 

2. _____________________________    «Несметное богатство», «Блестящая карьера»

 

3._____________________________     «Головокружительный успех»

 

4. _____________________________    «Несравненная красота»

 

5. _____________________________    «Житейская мудрость»

 

Уважаемые коллеги, а теперь  вам необходимо перевоплотиться в пассажиров автобуса, который едет в час «пик». На билетах вы зафиксировали свои цели – ваш пункт назначения. Наш автобус отправляется в путешествие. Маршрут незнакомый, какие остановки будут нам встречаться – неизвестно, но на каждой остановке должен будет выйти только один человек.

Вам необходимо принимать совместное решение, кто будет выходить из автобуса. (т.к. у некоторых есть совпадающие цели, необходимо доказать, что именно для меня важно выйти на этой остановке).

 

Рефлексия. Какой цели ты достиг? Есть ли она в списке целей, которые ты зафиксировал перед отъездом? На какой остановке ты вышел? Что помешало тебе выйти на остановке с самой важной для тебя целью? Что помогло тебе достичь цели?

 

Упражнение 10 из 30 (осознание своих сильных и слабых сторон).

 

У каждого есть свои сильные и слабые стороны. Есть качества, которые помогают в жизни достигать целей, осуществлять свою работу, а есть качества, которые препятствуют этому.

Сейчас  вам необходимо разделиться на две группы. Каждая группа получает список качеств. Из предлагаемых списков необходимо выбрать 10 качеств. Группе первой – качества, которые затрудняют педагогическую деятельность; группе второй – качества, помогающие в педагогической деятельности

Список 1

вспыльчивость  прямолинейность торопливость резкость себялюбие упрямство обидчивость мстительность сухость педантичность медлительность необязательность забывчивость нерешительность пристрастность придирчивость бестактность лживость беспринципность двуличие неискренность раздражительность благодушие амбициозность злобность агрессивность подозрительность злопамятство притворство равнодушие

 

Список 2

справедливость терпимость ответственность оптимизм принципиальность требовательность к себе требовательность к ребёнку самоуважение уважение к личности ребёнка доброжелательность эмоциональная чувствительность самообладание уравновешенность демократичность уверенность в себе инициативность способность к импровизации решительность  выдержка артистизм способность к взаимопониманию целеустремлённость аккуратность энергичность человеколюбие великодушие профессионализм любовь к детям

 

Подводим итоги. 1. Какие, по вашему мнению, качества мешают осуществлять педагогическую деятельность?

2. Какие качества помогают в осуществлении педагогической деятельности.

 

Насколько важна эмоциональная устойчивость и уравновешенность в педагогической деятельности?

 

Игра «Все мы чем-то похожи»

Составьте список того, что объединяет членов вашей группы ( у каждого есть муж, жена машина, сын, дочь, все любят макароны, все ездят в горы отдыхать и т.д.) – 10 минут.

 

Игра «Скульптуры»

Инструкция: Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать вам, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый по спичке... Один из вас начинает игру: он кладет спичку посреди класса на пол. Второй кладет свою спичку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасалась друг с другом. Третья спичка должна касаться одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все спички. Может быть, вам захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, скульптура и т.д.

Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить вам суть игры. Сейчас мы уберем спички в сторону, а вместо них нужно будет использовать самих себя. Вам нужно будет выложить на полу подобную скульптуру из своих тел, при этом каждый

из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы. Решите сами, куда вам ложиться и как расположить в пространстве свои руки и ноги.

Когда все дети расположатся на полу, перейдите к самой сложной части упражнения.

Теперь, пожалуйста, постарайтесь, как можно точнее запомнить эту картину, четко зафиксируйте в памяти, в каком месте вы лежали, кто и в какой позе лежал рядом с вами. Для этого у вас есть еще одна минута... А теперь встаньте, пожалуйста, пройдитесь по классу и снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.

Анализ упражнения:

— Понравилась ли тебе скульптура, которую вы сделали "из самих себя"?

— Удалось ли тебе запомнить свое место?

— В каком месте скульптуры ты находился — в середине или с краю?

— Что тебе нравится больше — быть в окружении других  или быть одному в тишине и покое?

 

Игра «Да и нет»

Инструкция: Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить "Да", а кто "Нет". Один из вас начинает игру, произнеся слово "Да". Второй сразу же отвечает ему: "Нет!". Тогда первый снова говорит: "Да!", может быть, чуть-чуть громче, чем в первый раз, а второй опять отвечает ему: Нет!", и тоже слегка посильнее. Каждый из вас должен произносить только то слово, которое он выбрал с самого начала: или "Да", или "Нет". Но вы можете по-разному его произносить: тихо или громко, нежно или грубо. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов прекрасный небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого никак не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора заканчивать "спор".

Анализ упражнения:

— Как ты себя сейчас чувствуешь?

— Как тебе удобнее спорить — произнося слово "Да", или произнося слово "Нет"?

— Ты говорил достаточно громко?

 

Игра «Все вместе!»

Инструкция: Вы видите перед собой на полу небольшой остров (нарисованный или составленный из газет — в зависимости от Вашего выбора). Мне очень интересно, сколько человек может разместиться на этом островке. Это на самом деле получился совсем небольшой островок, но, может быть, вы сможете придумать, как разместиться на нем вам всем.

 

Упражнение «Заброшенный сад»

Инструкция: А теперь я хочу показать, как вы можете самостоятельно восстановить свои силы после трудной работы. Сядьте удобно. Пожалуйста, закройте глаза. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните….

Представьте себе, что вы бродите по какому-то большому поместью. Вы видите высокие стены, целиком заросшие плющом. В стене вы замечете старую деревянную дверь. Поддавшись внезапному порыву, вы открываете створки и входите внутрь…

Вы обнаруживаете, что оказались в старом саду. По-видимому, раньше этот сад был цветущим, аккуратным и очень ухоженным. Но сейчас он совсем одичал.

Деревья и кусты необузданно разрослись во все стороны, сорняков столько, что дорожки и клумбы едва различимы.

Вы начинаете наводить порядок в окружающей вас части сада. Возможно, вы будете косить траву, выпалывать сорняки, обрезать сучья, пересаживать растения, поливать их, вносить удобрения. Делайте всё, что вам кажется надо сделать, чтобы привести сад в порядок…

А когда вы устанете, и вам будет нужен источник вдохновения для продолжения работы, остановитесь и посмотрите на ту часть сада, которую вы уже привели в порядок, и сравните её с участками сада, которых ваша рука ещё не касалась… (3 минуты)

Теперь скажите саду «до свидания» и со свежими силами возвращайтесь сюда.