Семинар-практикум

с элементами тренинга

 родителям школы

 

на тему: «Учимся общаться с ребенком»

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

 «Учимся общаться с ребенком»

 

 «Учимся хвалить и ругать»

(для  родителей детей средних и старших групп)

 

Цель. Развитие коммуникативных  умений родителей в процессе их взаимодействия с детьми (поощрение и наказание).

 

Задачи.

 

Раскрыть значение таких форм воспитательных воздействий как поощрение и наказание.

Ознакомить родителей с методами воздействия на ребенка путем поощрения и наказания.

Способствовать формированию активной позиции  родителей  по выбору  форм и методов воспитания  детей.

Обучить способам выхода из проблемных ситуаций путем использования приемов «Ты-сообщения», «Я-сообщения».

Обсуждение практических ситуаций.

 

План проведения:

 

1. Вступительное слово.

2. Упражнение-разминка;

3. Введение. Знакомство с темой семинара-практикума.

4. Практическое упражнение для уточнения знаний родителей по теме.

5. Информационная часть (сообщение педагога-психолога, анализ результатов опроса родителей по теме «Наказания и поощрения»)

6. Активизация родителей (упражнения «Словарь оценок», «Оцени товарища»).

7. Мини-лекция «Правила обратной связи: «Ты-сообщение»,

«Я-сообщение».

7. Работа в группах (обсуждение педагогических ситуаций).

5. Подведение итогов,  раздача памяток.

 

 Ход занятия:

 

Участники семинара заходят в зал и садятся на стулья, расставленные по кругу.

Приветствие.

Вступительное слово:

Сегодня мы продолжаем учиться конструктивно взаимодействовать  с нашими детьми.

 

Упражнение-разминка «Ласковые слова моей мамочки». (передавая игрушку)

Цель: создание положительной эмоционально-комфортной обстановки во время занятия.

Инструкция: Мы все тоже были детьми и очень любили, когда мама называла нас ласково и хвалила. Давайте ненадолго вернемся в свое детство и вспомним ласковые мамины слова. Передавая игрушку, назовите, какими словами мама вас называла ласково в детстве и (или) за что и как она вас хвалила. После окончания игры педагог-психолог говорит о том, что самые добрые, теплые воспоминания, как правило, связаны с нашим детством.

 

Психолог:

           Как воспитывать ребенка, чтобы раскрыть всё лучшее, что в нем заложено, и проявить всё лучшее, что есть в нас самих? Одного единственного рецепта нет и быть не может. Точно также как и нет  идеальных детей, и, поверьте, не существует идеальных родителей.

          Быть родителями - это значит, всё время учиться ими быть: развивать интуицию, умение слышать и понимать детей, по мере того, как они  растут; помогать себе и им стать ближе друг другу, сохранять в семье добрую, теплую атмосферу.

         Если родители  не всегда умело используют по отношению к ребенку-дошкольнику  методы наказания  и, как это не парадоксально, поощрения, то  у него могут проявляться капризы, агрессия,   неуравновешенность. Уровень тревожности  в этом случае у ребенка становиться  достаточно высоким,  снижаются показатели возрастного развития, ребенок с трудом, неохотно усваивает предлагаемый ему материал. Можно говорить о том, что принуждение и поощрение, как методы  воспитания не всегда играют  положительную  роль в воспитании  личности  ребенка, если родители пользуются ими недостаточно продуманно. Именно об этом наша сегодняшняя беседа.

 

Упражнение «Что может быть поощрением, а что может быть наказанием?»

Цель: уточнить знания родителей о формах воздействия на ребенка.

Инструкция: Назовите конкретные действия, слова, поступки взрослого, которые могут быть похвалой  и наказанием   

«Что  может быть поощрением?», «Что может быть наказанием?»

Заполните таблицу.

 

 

«Что  может быть поощрением?»

 

 

«Что может быть

наказанием?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  И первый вопрос: 

- А как думаете вы,  что такое поощрение?

В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу поощрения.

 

   Вывод: что такое поощрение? я предлагаю вам  посмотреть на  самые  распространенные варианты ответов на этот вопрос.

одобрение;

 похвала;

тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)

  выражение благодарности;

 предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;

посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.

 

- Ответьте на вопрос:  какие  виды поощрения используете вы  в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

- За что, как вы думаете, нужно поощрять детей? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

 

Посмотрите, вот какие виды поощрения используют чаще всего родители.

 

- А как думаете вы,  что такое наказание? В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.

 

Вывод: что такое наказание? я предлагаю вам  посмотреть на  самые  распространенные варианты ответов на этот вопрос.

словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);

выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)

метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)

лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.

 

Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…

 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

 

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

когда вы сами не в себе.

 

- Ответьте на вопрос:   какие  виды  наказания  используете вы  в своей семье? (высказывания родителей, совместные обсуждения)

В ходе обсуждения выясняются позиции родителей по поводу наказания.

 

Какие виды  наказания   используют чаще всего родители?

 

Упражнение «Закончите предложение…»

А теперь уважаемые родители мы с вами попробуем закончить следующие предложения 

Я хвалю ребенка если…

Я ругаю  его если…

Я дарю ему подарки если…

Я наказываю ребенка, если…

 

Упражнение «Словарь оценок»

Цель: выявление представлений родителей о формах положительной и отрицательной оценки поведения детей.

Инструкция: педагог-психолог предлагает родителям подумать, какие слова и фразы они употребляют для положительной и отрицательной оценки детей. Все предложенные фразы и слова записываются.

         

 

Упражнение «Оцени товарища»

Цель: подвести участников к выводу о том, насколько эффективен или ограничен «словарь оценок» при оценивании деятельности и поведения ребенка.

Инструкция: педагог-психолог приглашает 3-5 участников, которым предлагается в течение 40 секунд выполнить определенное задание:

- нарисовать человека;

- нарисовать собаку;

- нарисовать машину.

          Далее участники с помощью «Словаря оценок» оценивают получившиеся работы.

Проводится обсуждение, в ходе которого выявляется ограниченность выражений «Словаря оценок», родители приходят к пониманию невозможности с их помощью дать содержательную информации. О результатах работы.

 

Мини- лекция Приемы эффективного общения «Ты-сообщение»

 

Цель: познакомить участников с приемом «Ты-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.

Упражнение «Ситуации»

Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Ты-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.

Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ситуацию, используя прием «Ты-сообщения»:

 

Ситуация 1

 - во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

 

Ситуация 2

В  семье родился маленький ребенок,  после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще  он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал  предметом его агрессии.  – реакция родителей.

 

Ситуация 3

- ребенок плюнул в бабушку – реакция родителей.

 

Ситуация 4

- ребенок падает на пол и кричит – реакция родителей.

 

Ситуация 5

- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.

 

Мини- лекция Приемы эффективного общения «Я-сообщение»

 

Цель: познакомить участников с приемом «Я-сообщение», позволяющим оценить поведение ребенка.

Инструкция: родителям предлагается схема оценки поведения ребенка и приводится пример использования данного приема.

 

«потому что на них можно наступить и сломать»,

«потому что это приводит к …»,

«не дает возможности что-то сделать…» и т.д.

Упражнение «Ситуации»

Цель: воспроизвести предложенные ситуации и оценить поведение ребенка, используя прием «Я-сообщения»; поделиться своими ощущениями с участниками.

Инструкция: Участники делятся на пять команд. Каждой команде ведущий предлагает оценить ту же ситуацию, используя прием «Я-сообщения»:

 

Ситуация 1

 - во время вашего разговора с подругой ребенок тянет вас за руку, ноет, перебивает, пытается привлечь ваше внимание – реакция родителей.

 

Ситуация 2

В  семье родился маленький ребенок,  после чего поведение старшего сына сильно изменилось. Всё чаще  он начал проявлять агрессивность по отношению к родителям. Младший сын тоже стал  предметом его агрессии.  – реакция родителей.

 

Ситуация 3

- ребенок плюнул в бабушку– реакция родителей.

 

Ситуация 4

- ребенок падает на пол и кричит– реакция родителей.

 

Ситуация 5

- ребенок назвал маму «дурой» – реакция родителей.

 

 И в завершении нашего диалога я хотела бы  рассказать одну притчу.

 «Ладная семья»

Жила на свете семья. Она была не простая. Боле 100 человек  насчитывалась в этой семье. И занимала она целое село. Так жили  всей семьей и всем селом.  Семья была особая – мир и лад царили в той семье.

Ни сор, ни ругани, ни  боже  упаси никаких драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки  страны. И он решил проверить правду ли молвят люди. Прибыл он в село  и душа его возрадовалась  кругом  чисто, красота достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого  лада, пришел к главе семьи и попросил: «Расскажи, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье?

 Глава семьи взял лист и стал что-то писать на листе бумаги. Закончив писать, он передал лист владыки. Тот взял лист и стал разбирать каракули  старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

«Любовь, Прощение, Терпение» И в конце листа:

 «Сто раз любовь, Сто раз Прощение, Сто раз терпение. Прочел владыка и спросил и всё?

Да – ответил старик – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,- подумав, добавил: «…  и мира тоже».

 

Игровое упражнение «Похвалим друг друга»

Цель: создание доброжелательной обстановки, позитивного настроения участников.

Инструкция: Передавая игрушку, похвалим друг друга, назовем, что нам было приятно при общении друг с другом.

 

Итог собрания:

Смогли ли мы на сегодняшней встрече дать  ответ на вопрос «Как правильно применять наказания  и поощрения?» Наверное, да,  потому что мы раскрыли сущность каждой из форм воспитательного воздействия. А уж, ЧТО выберете Вы  - зависит от   вашего внутреннего осознания необходимости  выбирать лучшее для своего ребенка.

Это глубоко личное, индивидуальное дело  воспитателя и ребенка. Важно, как формируются  ваши  взаимоотношения. Насколько родители и дети  эмоционально близки другу.

              Я  желаю вам успеха в воспитании ваших детей. 

 

И в заключении мне  хочется   напомнить о том, чтобы Вы  взяли с собой памятки, которые мы подготовили к нашей сегодняшней  встрече (памятка «Поощрение и наказание»).