Рекомендации

 родителям школы

 

на тему: «Поощрение и наказание ребенка»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

Что такое поощрение?

одобрение;

похвала;

тактильное выражения одобрения (поглаживание, объятия, поцелуи и др.)

 выражение благодарности;

 предоставление возможности выполнения действий, свойственных старшим;

посещение мероприятий для более старших детей, общесемейных мероприятий.

 

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

Любая похвала должна быть понятна ребенку. «Молодец?!» - слово не достаточно понятное для детей.               При похвале надо не забывать обговаривать с ребенком  положительные последствия поступка:

     «Ты быстро поел, и мы успеем почитать книгу, вместе поиграть»;

     «Ты тихо поиграл, у меня прошла голова, и мы можем теперь поиграть вместе, посмотреть мультфильм».

 

НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие, за усилия, даже если они не увенчались успехом.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).

Что такое наказание? Методы наказаний:

словесное неодобрение, выговор (приемы «Ты-сообщение», «Я-сообщение);

выключение из общей жизни семьи (стул, угол, другая комната, без интересных занятий для ребенка)

метод естественных последствий (шалил-разлил-вытирай, долго одевался - не пошли на дальнюю интересную площадку, не убрал игрушки, мама убрала, но не успела почитать)

лишение значимой для ребенка деятельности, вещи, общения на определенное время при обговаривании условий возврата.

Очень важно, наказывая ребенка, всегда говорить о своих чувствах: «Я тебя люблю. Но мне не нравится, (расстраивает, огорчает), когда…

 

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема;

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном;

во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки);

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват);

когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался;

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны;

когда вы сами не в себе. 

 

ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

Наказание не должно вредить здоровью.

Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

Надо наказывать и вскоре прощать. Наказание должно длиться до тех пор, пока ребенок помнит, что он наказан и чувствует свою вину – до 15-20 минут.

Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

После того, как у ребенка была возможность подумать над своим поведением, важно также спросить, за что он был наказан, и почему он нас огорчил (необходимо, чтобы ребенок осознавал наказание)

Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.