Тренинг

с обучающимися 1-2 классов

 

 

на тему: "Такие разные настроения"

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовн

 

 Цели занятия:

  • создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
  • познакомить детей с понятием "настроение";
  • ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Материалы:

  • мягкая игрушка – дракончик Памси;
  • три стакана с водой;
  • блестки;
  • кусок глины;
  • плакат "Три настроения";
  • текст рассказа "Памси грустит" (начало).

Ход занятия

1. Знакомство

   Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что-то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, обидно и т. д. Затем ребята знакомятся с игровым персонажем – дракончиком Памси. Ведущий объясняет, что Памси будет вместе с ними учиться справляться с трудностями.

2. Работа с текстом

Ведущий читает детям начало рассказа "Памси грустит".

   На краю луга среди диких цветов есть каменная пещера. В пещере живет маленький дракончик по имени Памси. Он – особенный дракончик. Дело в том, что Памси умеет думать. И очень любит учиться! Он уже умеет считать и знает названия всех цветов, растущих на лугу около пещеры. Но самое удивительное – это мысли Памси, которые бывают очень разными. Иногда они похожи на праздничный салют – яркие, быстрые, как разноцветные искорки. Когда его мысли похожи на салют, они блестят, играют, мчатся, и окружающий мир кажется Памси таким разноцветным! В его голове появляются замечательные идеи. Когда мысли у Памси такие, то у него прекрасное настроение и он мечтает, чтобы это продолжалось как можно дольше.

Но мысли не всегда похожи на салют, иногда они как озеро в центре весеннего луга – спокойные и тихие, очень-очень светлые. Все краски – как отражение в чистой и прозрачной воде. При этом он чувствует себя хорошо и уверенно. Он мечтает, чтобы так было всегда, и тогда душевное спокойствие никогда не покинет его.

   Иногда Памси чувствует себя очень плохо, даже отвратительно, будто с ним происходит что-то неприятное и мрачное. И тогда мысли Памси похожи на мутную лужу в плохую погоду. Они темные и вязкие. Памси называет их гадкими. Когда у Памси такие неприятные мысли, он чувствует себя несчастным! Ему очень плохо, он расстроен. В такие моменты Памси хочет только одного: чтобы поскорее прошло неприятное состояние. Он ждет, ждет и ждет… Памси даже устает от этого ожидания, и ему хочется знать, когда же снова будет хорошо и когда он опять почувствует себя счастливым. Он понимает: для того чтобы плохие мысли ушли, должно что-то произойти, а что именно – не знает.

Он лежит и ждет, ждет, ждет…

После чтения рассказа ведущий берет три стакана с водой и говорит:

–  Когда Памси чувствует себя хорошо, у него все получается, он всем доволен и всех любит.
В это время его настроение похоже на чистую воду, и мысли у него ясные и чистые (показывает стакан с водой).

–  Когда в его голову приходят отличные идеи, то и настроение бывает прекрасным, радостным, и мысли становятся похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане (бросает во второй стакан блестки и палочкой их размешивает).

–  Но бывает, что мысли Памси грустны и неприятны, ему плохо или обидно. Тогда его мысли похожи на темную, мутную воду (бросает кусочек глины в третий стакан).

3. Обсуждение

  • Примерные вопросы для обсуждения:
  • бывало ли у вас такое грустное настроение, как у дракончика Памси, когда;
  • что вы чувствовали при этом;
  • о чем думали;
  • как вы выходили из грустного состояния;
  • нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение;
  • что нужно делать, чтобы оно прошло?
  • 4. Учим правило

   Ведущий открывает детям "правило-секрет": наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем. Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

•   я плохой;                        •   я справлюсь;

•   я не умею;                       •   у меня получится;

•   я не справился;               •   я научусь;

•   меня обидели;                 •   все будет хорошо;

•   я боюсь;                          •   я не буду бояться.

5. Домашнее задание

Предложите детям:

  • в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно бывает чаще;
  • если настроение станет плохим, попытаться исправить его при помощи хороших мыслей;
  • принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения ("чистое", "блестящее", "темное").

Комментарии для ведущего

Представляя Памси (это может быть также и любой другой персонаж), следует немного рассказать о нем. Ему 7 лет – столько же, сколько и детям. Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность пообщаться с игрушкой каждому ребенку (потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее.