Тренинг №2
по профилактике
алкогольной и наркотической зависимости
у подростков
на тему: «Алкогольная и нароктическая зависимость»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- осознание собственного опыта, связанного с алкоголем и наркотиками.
- осознание мотивов, толкающих людей на употребление дурманящих средств.
- выяснение имеющихся предрассудков и ложных представлений.
ИНФОРМИРОВАНИЕ:
НАРКОМАНИЯ - болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список наркотиков и появление зависимости от этих веществ.
ЭЙФОРИЯ - состояние безграничного счастья, обычно неадекватно оцененное человеком.
ДИСФОРИЯ - тоскливо-злобное настроение.
ТОКСИКОМАНИЯ - болезнь, проявляющаяся в зависимости от веществ, не включенных в список наркотиков (транквилизаторы, нитрокраски, циклодол, пары ацетона, клея, эфедрон).
НАРКОТИКИ - вещества, прием которых вызывает изменение психики человека (опийные, гашишные).
ПРИВЕТСТВИЕ «Я – АССОЦИАЦИЯ».
Каждый из участников тренинга (по кругу) называет свое имя,
Добавляя к нему тот предмет, животное, явление и т.д., с которым он себя ассоциирует. Остальные, называя свое имя, повторяют предыдущие.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗДРАВСТВУЙ!»
Все стоят в кругу. Ведущий мысленно рассчитывает участников на 1 – 3. Всем первым номерам он на ухо говорит: «Чукчи!», вторым: «Японцы!», третьим: «Европейцы!». После этого образовавшиеся команды здороваются своим способом с остальными и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВА»
Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они общались с человеком, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками. В течение 5 минут они делятся друг с другом этим опытом в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.
Чувства говорящего чувства слушающего
Раздражение сочувствие
Возмущение интерес
Жалость возмущение
Обида отвращение
Презрение понимание
Недоверие сожаление
Вина уважение
Ответственность и т.д.
Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ»
Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя, и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.
УПРАЖНЕНИЕ: «ПЕРЕДАЙ НЕВИДИМЫЙ ПРЕДМЕТ»
Участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.
Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.
«ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ».
Также в режиме мозгового штурма подростки выделяют причины употребления наркотиков и последствия.
ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ
Скука скандалы дома
Поиск новых приключений денежные трудности
За компанию плохое самочувствие
Чтобы расслабиться столкновение с законом
Для вдохновения истощение
Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.
УПРАЖНЕНИЕ «МИФЫ».
Участники группы делятся на четверки. В подгруппах они должны вспомнить все мифы, касающиеся наркотиков, которые знают. Например: “Марихуана совершенно безопасна”.
“Алкоголики – люди без будущего”
“Под наркотиком усиливаются ощущения”
“В жизни все надо попробовать”
“Достаточно 1 раз попробовать, чтобы стать наркоманом”.
Затем организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа
отстаивает свою точку зрения. После этого, уже в кругу, обсуждаются все мифы.
После упражнения полезно дать участникам дополнительную информацию, развенчивающую мифы, и статистические данные, существующие в обществе.
РЕФЛЕКСИЯ ДНЯ.
Каждый из участников (по желанию) говорит о своих чувствах и ощущениях прошедшего дня, делится впечатлениями.
ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ.
1. «ТОЛКАНИЕ»
Участники становятся в круг, прижимаясь друг к другу. После этого они начинают толкаться.
2. «ПОДАРОК».
Участники по кругу дарят своему соседу тот подарок, который им хотелось бы сделать. (Вручение подарка чисто символическое).