Тренинг №2

 по профилактике

алкогольной и наркотической зависимости

у подростков

 

 

на тему: «Алкогольная и нароктическая зависимость»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • осознание собственного опыта, связанного с алкоголем и наркотиками.
  • осознание мотивов, толкающих людей на употребление дурманящих средств.
  • выяснение имеющихся предрассудков и ложных представлений.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ:

НАРКОМАНИЯ - болезнь, вызванная систематическим употреблением веществ, включенных в список   наркотиков и появление зависимости от этих веществ.

ЭЙФОРИЯ - состояние безграничного счастья, обычно неадекватно оцененное человеком.

ДИСФОРИЯ - тоскливо-злобное настроение.

ТОКСИКОМАНИЯ - болезнь, проявляющаяся в зависимости от веществ, не включенных в список наркотиков (транквилизаторы, нитрокраски, циклодол, пары ацетона, клея, эфедрон).

НАРКОТИКИ - вещества, прием которых вызывает изменение психики человека (опийные, гашишные).

 

ПРИВЕТСТВИЕ «Я – АССОЦИАЦИЯ».

     Каждый из участников тренинга (по кругу) называет свое имя,

Добавляя к нему тот предмет, животное, явление и т.д., с которым он себя ассоциирует. Остальные, называя свое имя, повторяют предыдущие.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗДРАВСТВУЙ!»

        Все стоят в кругу. Ведущий мысленно рассчитывает участников на 1 – 3. Всем первым номерам он на ухо говорит: «Чукчи!», вторым: «Японцы!», третьим: «Европейцы!». После этого образовавшиеся команды здороваются своим способом с остальными и т. д.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУВСТВА»

        Участникам предлагается вспомнить ситуацию, когда они общались с  человеком, злоупотребляющим алкоголем или наркотиками. В течение  5 минут они делятся друг с другом этим опытом в парах, при этом один в течение этого времени рассказывает, а другой слушает, затем роли меняются. После этого в общем кругу составляется список чувств, которые испытывали участники, когда рассказывали и когда слушали.

  Чувства говорящего                                  чувства слушающего

    Раздражение                                                  сочувствие

    Возмущение                                                   интерес

    Жалость                                                          возмущение

    Обида                                                              отвращение

    Презрение                                                       понимание

    Недоверие                                                       сожаление

    Вина                                                                 уважение

    Ответственность                                               и т.д.

   Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ЗАЧЕМ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКОГОЛЬ»

     Предлагается свободно высказаться по поводу причин, побуждающих человека употреблять алкоголь. Ведущий фиксирует все ответы по мере поступления на ватмане, поощряя к активности всех участников. В конце подводится итог и  обобщение, задается вопрос о том, были сделаны какие-либо открытия. В ходе обсуждения надо обратить внимание на то, какие человеческие потребности якобы удовлетворяются  с помощью алкоголя,  и есть ли другие способы достичь этого эффекта. Например, человек употребляет алкоголь, чтобы снять психическое напряжение. Этого же можно достичь при помощи физических упражнений, прогулок, посещений дискотеки, разговора с подругой или другом и т. д.

 

УПРАЖНЕНИЕ: «ПЕРЕДАЙ НЕВИДИМЫЙ ПРЕДМЕТ»

   Участники по кругу передают друг другу какой-то невидимый предмет (при этом каждый должен передавать то, что, как ему кажется, он получил от своего соседа). В конце упражнения все высказываются по поводу того, что им передали, что передавали другому человеку они сами и что при этом чувствовали.

    Цель упражнения: Научить участников эмпатийным переживаниям и умению чувствовать другого человека, развивать взаимопонимание и сплоченность в группе.

 

«ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ».

     Также в режиме мозгового штурма подростки выделяют причины употребления наркотиков и последствия.

 

     ПРИЧИНЫ                                             ПОСЛЕДСТВИЯ

    Скука                                                       скандалы дома

    Поиск новых приключений                    денежные трудности

    За компанию                                            плохое самочувствие

    Чтобы расслабиться                                столкновение с законом

    Для вдохновения                                     истощение

       Обычно оказывается последствий значительно больше, что позволяет оценить наглядно степень риска.

 

УПРАЖНЕНИЕ «МИФЫ».

      Участники группы делятся на четверки. В подгруппах они должны вспомнить все мифы, касающиеся наркотиков, которые знают. Например: “Марихуана совершенно безопасна”.

          “Алкоголики – люди без будущего”

          “Под наркотиком усиливаются ощущения”

         “В жизни все надо попробовать”

          “Достаточно 1 раз попробовать, чтобы стать наркоманом”.

 Затем организуется дискуссия, в ходе которой каждая группа

отстаивает свою точку зрения. После этого, уже в кругу, обсуждаются все мифы.

        После упражнения полезно дать участникам дополнительную информацию, развенчивающую мифы, и статистические данные, существующие в обществе.       

 

РЕФЛЕКСИЯ ДНЯ.

      Каждый из участников (по желанию) говорит о своих чувствах и ощущениях прошедшего дня, делится впечатлениями.

 

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ.

1. «ТОЛКАНИЕ»

   Участники становятся в круг, прижимаясь друг к другу. После этого они начинают толкаться.

2. «ПОДАРОК».

   Участники по кругу дарят своему соседу тот подарок, который им хотелось бы сделать. (Вручение подарка чисто символическое).