Психологическое занятие №7 

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «В глубине души»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

    Цель: развитие и усиление «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.

   Задачи:  - проанализировать свою жизнь в целом, научиться принимать свой прошлый опыт и строить свои планы на будущее;

                    - сосредоточение  на представлении о себе, о своих особенностях.

 

Упражнение «Приветствие по секрету»

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы в группе; ритуал приветствия.

Ход упражнения: участники группы сидят по кругу.  Необходимо по очереди произнести приветственные слова, не говоря, кому именно они адресованы. Остальные участники должны об этом догадаться. По моему сигналу все громко хором будут называть имя. Вы должны стремиться к тому, чтобы ваши приветствия были образными, яркими, но в то же время засекреченными. После выполнения упражнения группа выберет три самых интересных приветствия. Важно, чтобы в хоре звучало только одно имя. Если же говорят вразнобой, тогда автор приветствия сообщает, кого он имел в виду. 

Обсуждение:  какие эмоции вы испытали? что вызывало трудности при выполнении?

Упражнение «Герой или героиня»

Цель: осознать с помощью образов, что восприятие мира и поведение человека в нем зависит от тех ролей, которые он принимает.

Ход упражнения: Скажите кто ваш любимый герой? Это может быть персонаж детской сказки. Возможно, это герой или героиня пьесы, книги или фильма. Это может  быть  так же реальный человек. Возьмите первого персонажа, который пришел вам в голову. Представьте себе, что вы и есть этот персонаж. Станьте этим персонажем. Рассказывайте о себе столько, сколько вам хочется. Используйте при этом слово «я». Предположим, например, что мой герой – супермен. Я могу начать свой рассказ так: «Я – супермен, моя задача помогать людям в трудную минуту. Я прилетаю неизвестно откуда, совершаю всякие чудеса, а потом исчезаю опять. Никто не знает, что я супермен, так как я маскируюсь…»

Обсуждение:  Трудно ли было стать героем? Что вы чувствовали, будучи героем? Убедительно ли сыграл человек выбранную роль? Что вы узнали и почувствовали нового после выполнения этого упражнения и в результате наблюдения за другими людьми?

Упражнение «Волшебная лавка»

Цель: сосредоточение  на представлении о себе, о своих особенностях и на их анализе, обдумывании, чтобы хотелось изменить. Упражнение позволяет прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всегда приходится что-то отдавать взамен. Также участники могут задуматься о существенных для них жизненных целях.

Ход упражнения:  Я хочу предложить вам упражнение, которое даст вам возможность посмотреть на самих себя. Устройтесь поудобнее. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью расслабьтесь. Представьте себе, что вы идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающую вас природу. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас лесу? Что вы слышите? Какие запахи вы ощущаете? Что вы чувствуете? Внезапно тропинка поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится интересно, и вы заходите внутрь. Вы видите полки, ящики. Повсюду стоят сосуды, банки, коробки. Это – старая лавка, причем волшебная. Теперь представьте, что я – продавец этой лавки. Добро пожаловать! Здесь вы можете приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности – все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: за каждое качество, ваше желание, вы должны отдать что-либо, другое качество или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать, чего он хочет.

Задается  вопрос: «А что ты отдашь за это?» он должен решить, что это будет. Обмен состоится, если кто-либо из группы захочет приобрести это качество, способность, умение, то, что отдается, или если мне, хозяину лавки, покажется этот обмен равноценным, понравится эта способность, умение. Через некоторое время ко мне может подойти следующий член группы.

Обсуждение:  что каждый из нас пережил? Трудно ли было отдать что-то взамен?

Упражнение  «Поступок, характер, судьба»

Цель: Дать возможность оценить различные ситуации, способствующие формированию положительных и отрицательных качеств личности, её недостатков и достоинств.

 

Ход  упражнения: Ведущий цитирует пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Участники делятся на три группы. Каждая группа получает по одной части этого высказывания и в течение нескольких минут придумывает маленькую историю или сказку, иллюстрирующую ее. Можно предложить участникам нарисовать иллюстрации к своим историям. Каждая группа рассказывает историю и демонстрирует иллюстрации.

Обсуждение: Соответствует ли данная поговорка вашей установке на жизнь? Легко ли переделать судьбу?

Упражнение «Ваше развитие в целом»

Цель: проанализировать свою жизнь в целом, научиться принимать свой прошлый опыт и строить свои планы на будущее.

Ход упражнения: Расскажите о своей жизни. Вам помогут в этом следующие вопросы: Каким человеком вы были в разные периоды своей жизни? Как вы изменились с тех пор? Воспринимали ли вас окружа­ющие так же, как вы воспринимали себя? Какие маски вы носили? Как искажали свою истинную натуру, чтобы быть принятым окружающими; чтобы защититься от них? Опишите любые кризисы развития или поворотные мо­менты вашей жизни, во время которых происходили измене­ния в вашем отношении к жизни или уровне осознания. Такие события часто переживаются как «испытание» или «инициа­ция» и могут проходить как кризис или проверка на прочно­сть.

Подумайте, какой, как вам кажется, она отражает архетип? Придумайте миф или сказку о своей жизни. Запишите ее и проиллюстрируйте рисунками, на которых основные действующие лица будут представлены в виде ка­ких-то архетипов.

Если бы вам пришлось ее озаглавить, какие бы названия (название) и подзаголовки вы использовали?

 

Обсуждение: какие трудности возникли при выполнении задания? Что вы чувствовали, рассказывая откровенные моменты из своей жизни? Что ощущали, когда слышали такие рассказы от других?

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- Чему научились?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец:

Сегодня мы продуктивно работали в процессе упражнения, у нас была спокойная, доверительная обстановка на занятии.  До завтра! Похлопаем друг другу!