Психологическая программа «Путь к учению»

для педагогов в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

Цели:

-психолого-педагогическая работа с педагогами школы, направленная на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе;

-повышение профессиональной компетенции педагогов.

 

Задачи:

- изучение психологической культуры педагогов;

- снижение эмоционального напряжения у педагогов;

- оказание психологической  методической помощи;

- обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;

- повышение уровня знаний педагогов об опасности курения, употребления алкоголя,  наркотиков;

- формирование ответственности у педагогов школы за свое здоровье;      

- формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности;                                  

- формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;

- повышение значимости здорового образа жизни;

- развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;

- профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов;

- предупреждение развития стресса у педагогов школы;

- обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами    

   и психологическими разработками .

 

Направления работы :

  • психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
  • психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация и др.);
  • психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.);
  • психодиагностика педагогов.

 

Принципы и подходы к реализации программы:

  • личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
  • принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;
  • принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

 

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2  раз в год:

- «Мотивационная и стимулирующая деятельность педагогов»;

- «Оценка психологического подхода педагогов к обучению обучающихся на уроке»;

- «Признаки негативной установки педагогов к обучающимся»;

 - «Профессионально-педагогические умения педагогов, направленные на формирование у обучающихся познавательного интереса на уроке»;

- «Характерологические особенности педагогов»;

- «Стиль преподавания» педагогов»;

- «Педагогические умения педагогов».

 

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный  – анализ семей социального неблагополучия,  непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей. Изучение  социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

 

Второй этап –   координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

 

Третий этап – итоговый   – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

 

Длительность программы 1 год

 

Нормативно – правовое обеспечение

·     Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);

  • Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
  • Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
  • конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
  • устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия».

 

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна

 

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования

 

Руководитель учреждения апробирования программы  директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна

 

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17

 

Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru;  unergymn@mail.ru

Длительность программы 1 год

Форма реализации программы:

  • Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  • Диспуты, дискуссии.
  • Выступления на педагогических советах школы, методических объединениях.
  • Беседы.
  • Школьные лектории, тематические конференции.
  • Круглые столы, семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Общее количество участников программы  - 26 человек

Сроки реализации программы  с 01.12.16  г. по 31.05.17 г.

Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется  директором школы Бахаревой Н.Ю.              

                                                                                                

 

Ожидаемый результат

    Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание педагогами психологических особенностей  обучающихся, особенностей и закономерностей их развития; сформировать культуру общения педагога с детьми и родителями и улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе.

 

Актуальность программы:

       Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
      В последние годы проблема психического просвещения педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.

    Увеличивается не только учебная нагрузка педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами у педагогов: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

    Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.

   Особо актуальными становятся ранее известные личностные и профессиональные качества каждого педагога – это коммуникативность, толерантность, политическая корректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.

   Важнейшая сфера жизнедеятельности человека является общение. Общение - сложный и многомерный процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния, координация общей деятельности.

   Умение  учителя общаться с учениками, родителями, педагогами – один из факторов успешности, его педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, среди родителей и педагогов, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.

   Данная программа направлена на формирование у педагогов навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки не­обходимы в профессиональной деятельности  педагогам, ру­ководителям образовательного учреждения.

 

Теоретическое обоснование

  

    На концепцию формирования профессиональной компетентности учителя в отечественной педагогике значительно обогатили исследования учёных. В их числе: В.В. Абрамова, Г.С. Вяликова, Г.К. Селевко, H.JI. Московская, Д.С. Нестеров, Ю.С. Ценч и др.

    Исследователи видят основную сложность формирования профессиональной компетентности учителя в том, что это процесс многоуровневый и, следовательно, знания должны формироваться одновременно на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Первые два уровня отражают теоретическую готовность учителя к профессиональной деятельности, а вторые - его практическую готовность.

    В педагогической литературе достаточно обстоятельно изучены личность учителя (С.Г.Вершловский, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.); решение педагогических задач и преодоление затруднений (Т.С.Полякова, М.М.Рыбакова, Г.С.Сухобская и др.); педагогическое общение (А.А. Бодалев, С.В.Кондратьева , А.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Р.Х.Шакуров и др).

   Вопросам определения и формирования профессиональных умений учителя посвящены работы С.С.Антоненко, К.Ш.Ахиярова, М.И. Волошиной, М.Г.Горунова, И.П.Данчук, Л.В.Комаровской, И.Я.Лернер, В.С.Морозовой, М.П. Пальянова , М.Н. Скаткина , Л.Ф. Спирина и др.

    Очевидно, что психолого-педагогическая наука значительно обогатилась системой научно обоснованных взглядов на такой образовательный феномен, каковым является «профессиональная компетентность», что позволяет говорить о наличии определенной концепции формирования профессиональной компетентности учителя в отечественной педагогике.

 

Пояснительная записка

    Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий , что обуславливает следующие основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные. Уделено большое внимание психологическим особенностям обучающихся школы, родителей, взаимоотношениям в педагогическом коллективе.

   Настоящая программа составлена для педагогов МБОУ «Усть-Нерская гимназия».

 

Содержание программы:

№ п/п

Тема занятия:

Дата

проведения

  1.  

Индивидуальные и групповые консультации

в теч. года

  1.  

Рекомендации: «Эффективное взаимодействие педагога с родителями»

16.12.2016

  1.  

Памятки «Что такое педагогический такт?»

23.12

  1.  

Выступление на педагогическом совете: «Особенности работы педагога с одаренными детьми»

январь

  1.  

Индивидуальные консультации педагогам по проведенной психодиагностике обучающихся

  1.  

Практикум: «Общение учителя  с подростком»

29.01

  1.  

Советы: «Эмоциональное выгорание педагога»

18.02

  1.  

Доклад на педагогическом совете школы: «Синдром дефицита внимания ребенка с гиперактивностью»

февраль

  1.  

Консультация «Дети в трудной жизненной ситуации»

26.02

  1.  

Диагностика педагогов:

- «Мотивационная и стимулирующая деятельность педагогов»;

- «Оценка психологического подхода педагогов к обучению обучающихся на уроке»;

- «Признаки негативной установки педагогов к обучающимся»;

 - «Профессионально-педагогические умения педагогов, направленные на формирование у обучающихся познавательного интереса на уроке»;

- «Характерологические особенности педагогов»;

- «Стиль преподавания» педагогов»;

- «Педагогические умения педагогов».

март

  1.  

Консультация : «Предупреждение суицидов обучающихся».

Презентация : «Мы выбираем жизнь»

09.03

  1.  

Снятие психоэмоционального напряжения:

а)Аутогенные тренировки;

б)Аутотренинговые упражнения;

в) Релаксационные техники.

20.03-25.03

  1.  

Выступление на методическом совете школы: «Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и  ЕГЭ»

апрель

  1.  

Тренинг «Поведение педагога в конфликте»

12.04

  1.  

Рекомендации: «Приемы, мобилизирующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов»

28.04

  1.  

Памятки «Профилактика подросткового суицида»

04.05

  1.  

Лекция: «Влияние учителя на восприятие информации обучающимися»

14.05

  1.  

Индивидуальные консультации педагогам по проведенной психодиагностике обучающихся

май

  1.  

Беседа: «Молодежные субкультуры обучающихся. Предупреждение безнадзорности»

24.05

 

 

К концу года у родителей должны сформироваться следующие умения и навыки:

- повысится самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);

- повыситься мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития;

- сформироваться высокая общая культура, нравственных, морально-психологических качеств педагогов;

- сформироваться культура общения педагога с детьми и родителями;

- сформироваться начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.

- улучшиться понимание педагогами психологических особенностей  обучающихся, особенностей и закономерностей их развития.

- улучшиться психологический микроклимат в педагогическом коллективе.

 

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. - №1.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Спб., 1997.
  4. Бабенкова Е.А.  Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты

М.: Генезис , 2013.

  1. Больнов В.Д., Черемушкина Н.В. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования // Завуч -2001.-№4.
  2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - №4.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. -Спб.: Питер, 2002.
  4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
  5. Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.
  6. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
  7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.
  8. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
  9. Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.
  10. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
  11. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный фонд «Знание», 2014.
  12. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
  13. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
  14. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
  15. Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. -2006.-№2.
  16. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

 

Список литературы для педагогов с целью психологического просвещения:

  1. Белова С.В. Диалог основа профессии педагога. - M.:ACADEMIA, 2002.
  2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. -Спб.: Питер, 2002.
  4. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
  5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком: Как? / Ю.Б. Гиштенрейтер. -М.: ACT: Астрель, 2007.
  7. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
  9. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М., 1991.
  10. Перрон Р.  «Трудный» ребенок: что делать? Спб.: Питер , издание 6-е, 2004.
  11. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
  12. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
  13. Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994.
  14. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости : Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М»,  2001.
  15. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. Пособие / - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
  16. Шаграева, О. А. Детская психология : Теоретический и практический курс : Учеб. пособие / О. А. Шаграева. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
  17. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  18. Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007.

 

 

 

Программу составила

педагог-психолог:                                                                      В.В.Паскал