Психологическая программа «Путь к учению»
для педагогов в МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Цели:
-психолого-педагогическая работа с педагогами школы, направленная на гармонизацию социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
-повышение профессиональной компетенции педагогов.
Задачи:
- изучение психологической культуры педагогов;
- снижение эмоционального напряжения у педагогов;
- оказание психологической методической помощи;
- обучение педагогов эмоционально-чувственному восприятию, сотрудничеству;
- повышение уровня знаний педагогов об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- формирование ответственности у педагогов школы за свое здоровье;
- формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности;
- формирование навыков уверенного поведения педагогов в сложных ситуациях;
- повышение значимости здорового образа жизни;
- развитие педагогической рефлексии, эмпатии в отношениях с детьми;
- профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов;
- предупреждение развития стресса у педагогов школы;
- обеспечение деятельности педагогических работников научно-методическими материалами
и психологическими разработками .
Направления работы :
- психопросвещение (консультации, выступления и сообщения на педсоветах, информация в СМИ, семинары, «круглые столы», наглядная информация);
- психопрофилактика (групповая и индивидуальная работа с педагогами – тренинги психологические игры, психологические зарядки, креативная деятельность, релаксация и др.);
- психоконсультирование (индивидуальные и подгрупповые консультации по запросам педагогов – личностные проблемы, проблемы взаимоотношений и др.);
- психодиагностика педагогов.
Принципы и подходы к реализации программы:
- личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
- принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;
- принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.
Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 2 раз в год:
- «Мотивационная и стимулирующая деятельность педагогов»;
- «Оценка психологического подхода педагогов к обучению обучающихся на уроке»;
- «Признаки негативной установки педагогов к обучающимся»;
- «Профессионально-педагогические умения педагогов, направленные на формирование у обучающихся познавательного интереса на уроке»;
- «Характерологические особенности педагогов»;
- «Стиль преподавания» педагогов»;
- «Педагогические умения педагогов».
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – организационный – анализ семей социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей. Изучение социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе.
Второй этап – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Длительность программы 1 год
Нормативно – правовое обеспечение
· Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы».
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- Постановление Правительства Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 №47;
- Концепция воспитания детей в Республике Саха (Якутия) (Постановление Правительства РС (Я) от 10 декабря 1996г. №484);
- конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
- программа развития МБОУ «Усть-Нерская гимназия»;
- устав МБОУ «Усть-Нерская гимназия».
Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна
Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования
Руководитель учреждения апробирования программы директор МБОУ «Усть-Нерская гимназия» Бахарева Наталья Владимировна
Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Коммунистическая 17
Телефон (41154) 20257; 22475 , paskalvica@mail.ru; unergymn@mail.ru
Длительность программы 1 год
Форма реализации программы:
- Анкеты, беседы, опросы, тесты.
- Диспуты, дискуссии.
- Выступления на педагогических советах школы, методических объединениях.
- Беседы.
- Школьные лектории, тематические конференции.
- Круглые столы, семинары, групповые и индивидуальные консультации.
Общее количество участников программы - 26 человек
Сроки реализации программы с 01.12.16 г. по 31.05.17 г.
Место реализации программы МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
Система организации контроля над исполнением программы осуществляется директором школы Бахаревой Н.Ю.
Ожидаемый результат
Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание педагогами психологических особенностей обучающихся, особенностей и закономерностей их развития; сформировать культуру общения педагога с детьми и родителями и улучшить психологический микроклимат в педагогическом коллективе.
Актуальность программы:
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема психического просвещения педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.
Увеличивается не только учебная нагрузка педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами у педагогов: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.
Залог успеха современного педагога в его педагогической деятельности по обучению, развитию и воспитанию учащихся состоит в постоянном процессе самосовершенствования его профессиональных качеств.
Особо актуальными становятся ранее известные личностные и профессиональные качества каждого педагога – это коммуникативность, толерантность, политическая корректность, эмпатия, способность к рефлексии своей педагогической деятельности и прогнозу его результата.
Важнейшая сфера жизнедеятельности человека является общение. Общение - сложный и многомерный процесс, во время которого осуществляется психологический контакт между собеседниками, передача информации и эмоционального состояния, координация общей деятельности.
Умение учителя общаться с учениками, родителями, педагогами – один из факторов успешности, его педагогической деятельности. Овладение коммуникативными знаниями и умениями использовать их на практике способствует созданию положительного психологического климата в коллективе учащихся, среди родителей и педагогов, оптимальной и эффективной организации воспитательной работы; помогает педагогам регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса.
Данная программа направлена на формирование у педагогов навыков саморегуляции, управления собственным психоэмоциональным состоянием, а также навыков позитивного самовосприятия. Все развиваемые в данной программе навыки необходимы в профессиональной деятельности педагогам, руководителям образовательного учреждения.
Теоретическое обоснование
На концепцию формирования профессиональной компетентности учителя в отечественной педагогике значительно обогатили исследования учёных. В их числе: В.В. Абрамова, Г.С. Вяликова, Г.К. Селевко, H.JI. Московская, Д.С. Нестеров, Ю.С. Ценч и др.
Исследователи видят основную сложность формирования профессиональной компетентности учителя в том, что это процесс многоуровневый и, следовательно, знания должны формироваться одновременно на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом. Первые два уровня отражают теоретическую готовность учителя к профессиональной деятельности, а вторые - его практическую готовность.
В педагогической литературе достаточно обстоятельно изучены личность учителя (С.Г.Вершловский, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.); решение педагогических задач и преодоление затруднений (Т.С.Полякова, М.М.Рыбакова, Г.С.Сухобская и др.); педагогическое общение (А.А. Бодалев, С.В.Кондратьева , А.А.Леонтьев, А.В.Петровский, Р.Х.Шакуров и др).
Вопросам определения и формирования профессиональных умений учителя посвящены работы С.С.Антоненко, К.Ш.Ахиярова, М.И. Волошиной, М.Г.Горунова, И.П.Данчук, Л.В.Комаровской, И.Я.Лернер, В.С.Морозовой, М.П. Пальянова , М.Н. Скаткина , Л.Ф. Спирина и др.
Очевидно, что психолого-педагогическая наука значительно обогатилась системой научно обоснованных взглядов на такой образовательный феномен, каковым является «профессиональная компетентность», что позволяет говорить о наличии определенной концепции формирования профессиональной компетентности учителя в отечественной педагогике.
Пояснительная записка
Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить физическое и психологическое здоровье педагогов через использование здоровьесберегающих программ и технологий , что обуславливает следующие основные задачи: информационные, развивающие, исследовательские, коммуникативные, конструктивные, организационно-методические, диагностические, консультационные, коррекционные. Уделено большое внимание психологическим особенностям обучающихся школы, родителей, взаимоотношениям в педагогическом коллективе.
Настоящая программа составлена для педагогов МБОУ «Усть-Нерская гимназия».
Содержание программы:
№ п/п |
Тема занятия: |
Дата проведения |
|
Индивидуальные и групповые консультации |
в теч. года |
|
Рекомендации: «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» |
16.12.2016 |
|
Памятки «Что такое педагогический такт?» |
23.12 |
|
Выступление на педагогическом совете: «Особенности работы педагога с одаренными детьми» |
январь |
|
Индивидуальные консультации педагогам по проведенной психодиагностике обучающихся |
|
|
Практикум: «Общение учителя с подростком» |
29.01 |
|
Советы: «Эмоциональное выгорание педагога» |
18.02 |
|
Доклад на педагогическом совете школы: «Синдром дефицита внимания ребенка с гиперактивностью» |
февраль |
|
Консультация «Дети в трудной жизненной ситуации» |
26.02 |
|
Диагностика педагогов: - «Мотивационная и стимулирующая деятельность педагогов»; - «Оценка психологического подхода педагогов к обучению обучающихся на уроке»; - «Признаки негативной установки педагогов к обучающимся»; - «Профессионально-педагогические умения педагогов, направленные на формирование у обучающихся познавательного интереса на уроке»; - «Характерологические особенности педагогов»; - «Стиль преподавания» педагогов»; - «Педагогические умения педагогов». |
март |
|
Консультация : «Предупреждение суицидов обучающихся». Презентация : «Мы выбираем жизнь» |
09.03 |
|
Снятие психоэмоционального напряжения: а)Аутогенные тренировки; б)Аутотренинговые упражнения; в) Релаксационные техники. |
20.03-25.03 |
|
Выступление на методическом совете школы: «Психологическая готовность обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ» |
апрель |
|
Тренинг «Поведение педагога в конфликте» |
12.04 |
|
Рекомендации: «Приемы, мобилизирующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов» |
28.04 |
|
Памятки «Профилактика подросткового суицида» |
04.05 |
|
Лекция: «Влияние учителя на восприятие информации обучающимися» |
14.05 |
|
Индивидуальные консультации педагогам по проведенной психодиагностике обучающихся |
май |
|
Беседа: «Молодежные субкультуры обучающихся. Предупреждение безнадзорности» |
24.05 |
К концу года у родителей должны сформироваться следующие умения и навыки:
- повысится самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных);
- повыситься мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития;
- сформироваться высокая общая культура, нравственных, морально-психологических качеств педагогов;
- сформироваться культура общения педагога с детьми и родителями;
- сформироваться начальные навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний.
- улучшиться понимание педагогами психологических особенностей обучающихся, особенностей и закономерностей их развития.
- улучшиться психологический микроклимат в педагогическом коллективе.
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. - №1.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
- Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. Спб., 1997.
- Бабенкова Е.А. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты
М.: Генезис , 2013.
- Больнов В.Д., Черемушкина Н.В. Модель профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования // Завуч -2001.-№4.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - №4.
- Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. -Спб.: Питер, 2002.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
- Джеймс У. Беседы с учителями о психологии. М., 1998.
- Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. 2002.
- Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. М., 1989.
- Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1991.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный фонд «Знание», 2014.
- Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.
- Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
- Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
- Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. -2006.-№2.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
Список литературы для педагогов с целью психологического просвещения:
- Белова С.В. Диалог основа профессии педагога. - M.:ACADEMIA, 2002.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
- Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. -Спб.: Питер, 2002.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком: Как? / Ю.Б. Гиштенрейтер. -М.: ACT: Астрель, 2007.
- Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М., 1991.
- Перрон Р. «Трудный» ребенок: что делать? Спб.: Питер , издание 6-е, 2004.
- Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий. - 2010.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999.
- Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994.
- Кулагина, И. Ю. Возрастная психология : Развитие человека от рождения до поздней зрелости : Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001.
- Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учеб. Пособие / - М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
- Шаграева, О. А. Детская психология : Теоретический и практический курс : Учеб. пособие / О. А. Шаграева. – М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
- Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология. – М., 2007.
Программу составила
педагог-психолог: В.В.Паскал