Психологическое занятие №1 
на эмоциональную саморегуляцию
 в 8-9 классах
 

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

ЗАНЯТИЕ 1.

«Знакомство»

     Цель: формирование представлений о психологическом тренинге; обсуждение и принятие правил психотренинга, а так же сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

    Задачи:     - познакомить учащихся с программой, определить регламент встреч;  

                     - формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы подростков, пришедших на занятие.

 

Упражнение «Имя и качество»

Цель: Знакомство тренера с участниками тренинга, снижение тревожности, присутствующего напряжения, предоставление каждому подростку возможности представить себя другим детям, обратить внимание других на свои положительные качества. 

Ход упражнения: участники сидят в кругу  и, передавая друг другу мячик, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в имени, отчестве или фамилии.

Обсуждение: ведущий обращает внимание на разнообразие названных качеств, а также подчеркивает, что все участники очень разные, но им предстоит совместная работа.

   Ведущий просит высказаться участников о том, возникали ли трудности при знакомстве, при подыскивании качества на заглавную букву имени, фамилии, и если возникали, то как себя при этом чувствовал этот участник?

Далее определяются:

- регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы);

- групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения,    санкции за опоздание и нарушение групповых норм). 

Для совместной и продуктивной работы в группе нам нужно с вами усвоить основные правила и принципы работы в группе.

Основные правила

-  приветствуется помощь членов группы друг другу в течение занятий и вне их, критическое отношение к их поступкам, но не к личности, а также доброжелательность и кооперация в отношении новых членов группы;

-  членам группы настоятельно рекомендуется во время занятий в своей группе стремиться, как можно более явно демонстрировать свои самые неприятные чувства и рассказать о своих серьезных проблемах. Поощряется, если они будут помогать раскрыться другим и вежливо не позволят скрытным и неразговорчивым членам группы продолжать вести себя таким образом;

- необходимо быть активными при обсуждении игр и упражнений, а также проблемных ситуаций;

- в группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это то место, где вы можете искренне рассказать о том, что вас действительно волнует, интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали.

Принципы группового тренинга

     1. Если решился на тренинг прийти, Дойди до конца, смотри не уйди.

   Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

2. Лишь от себя всегда говори, От обсуждения не уходи.
«Я чувствую», «думаю», «мне кажется так» — Ведь это все сложно, отнюдь не пустяк.
     Каждый участник говорит за себя, от своего имени. 
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю...», «Я чувствую...», «Мне кажется...».

3. О чем здесь услышишь, не разглашай. Проблемы вне группы не обсуждай.
Нельзя выносить обсуждаемые проблемы за пределы группы.
   Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из этических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.

   Чтобы лучше запомнить правила и принципы нашей с вами совместной работы, мы выполним следующее упражнение.

Упражнение «Закрепление правил и принципов»

Цель: как можно лучше и быстрее запомнить те правила и принципы групповой работы.

Ход упражнения: На ватмане вы все вместе нарисуйте основные правила и принципы, так, чтоб глядя на это изображение, вы сразу смогли бы вспомнить их.

Обсуждение: сложно было придумать к каждому правилу и принципу групповой работы,  какой либо рисунок? Какие трудности возникли в ходе этого упражнения? Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Упражнение «Немного о себе»

Цель: научиться слушать других, а также научится хвалить себя, узнать членов группы.

Ход  упражнения: участникам необходимо сесть в два круга один внутренний другой наружный, участники внешнего круга хвалят себя в течение минуты, после того меняются и хвалят себя уже участники внутреннего круга.

Обсуждение: какие эмоции испытывали во время упражнения?  Что нового узнали о других? Что интересное узнали? Возникли какие - либо сложности во время выполнения упражнения?

Упражнение «Письмо другу»

Цель: узнать лучше участников группы, раскрыться перед другими участниками.

Ход упражнения: на листках каждый пишет анонимно, письмо другу, оно может быть любое по содержанию и структуре, каким хотите. После написания развешиваем по всей аудитории и внизу листка подписываемся, если вы хотели бы иметь такого друга. Выбрать вы можете не более 3 объявлений. Запомните. Далее подсчет и выявление самого популярного и менее популярного объявления.

Обсуждение: Какие эмоции испытывали во время упражнения? Какие чувства испытывали? Что происходило с вами? Что нового узнали о себе, о группе? Как это пригодиться в будущем?

Рефлексия:

- Какие психологические качества у вас проявились при участии в сегодняшнем занятии?

- Что было важным?

- Над чем вы задумались?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец: спасибо ребята за работу, сегодня мы отлично с вами поработали. Похлопаем друг другу.