Тренинг №3
по профилактике
алкогольной и наркотической зависимости
у подростков
на тему: «ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- осознание различий, существующих между людьми; принятие их такими, какие они есть;
- тренировка навыков отстаивания своих интересов, умения говорить «нет», нон-конформизм.
ИНФОРМИРОВАНИЕ:
ЗАВИСИМОСТЬ - состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость характеризуется высокой толерантностью от вещества, влечением продолжать употребление вещества и возникновением проблем, обусловленных злоупотреблением этим веществом.
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - неспособность воспринимать реальность как все люди, субъективное переживание собственной нормальности через ощущения.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - зависимость тканей организма, наличие толерантности и абстинентного синдрома.
АБСТИНЕНЦИЯ - болезненные ощущения в организме, вызванные отсутствием в нем вещества, вызывающего зависимость, ломка.
УПРАЖНЕНИЕ «ИМЯ»
Каждый член группы по кругу произносит свое имя три раза с разной интонацией. Группа повторяет имя 3 раза, выдерживая интонацию представляющегося.
УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ПОХОЖИ»
Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречному по 2 фразы, начинающиеся со слов:
- ты похож на меня тем, что…
- я отличаюсь от тебя тем, что…
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и трудно сделать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы в сущности похожи и в тоже время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
УПРАЖНЕНИЕ «Запретный плод»
В центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.
ЦЕЛЬ: осознать свое поведение в ситуации запрета.
МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ОТКАЗ»
Преимущества отказа от Недостатки отказа от
приема алкоголя в группе приема алкоголя в группе
сверстников сверстников
варианты
сохранить здоровье «белая ворона»
быть сильным потерять прежних друзей
избежать неприятностей насмешки
с законом и т.д.
После сбора мнений проводиться обсуждение. Упражнение призвано создать основу для способности делать осознанный выбор.
УПРАЖНЕНИЕ «ТОСТЫ».
Дается задание участникам составить список аргументов в пользу выпивки (тосты), 10 вариантов. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен вежливо отказаться, найдя контраргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7минутони меняются ролями. Во время общего обсуждения выделяются те варианты отказа,, которые были наиболее эффективными, кроме того, участники делятся своими чувствами, возникшими в той или иной роли.
УПРАЖНЕНИЕ «РОЛЕВАЯ ИГРА».
А. Две подружки.
Двое желающих принимают на себя роли подружек,, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить с ней спиртное, используя всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают обратную связь той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции и те, что были неубедительны.
Б. Сходная ситуация, но уговаривающей стороной должен быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними взаимная симпатия. Остальное аналогично.
РЕФЛЕКСИЯ ДНЯ.
ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ПУТАНИЦА».
Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг, потянем руки к середине круга. По моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами».
Потом предлагается распутаться, не разнимая рук. Упражнение завершается одним из 3-х вариантов:
Все участники окажутся в одном кругу.
В результате окажется 2 или больше независимых круга.
Образуются круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.