Тренинг №3

 по профилактике

алкогольной и наркотической зависимости

у подростков

на тему: «ОТРАБОТКА НАВЫКА ГОВОРИТЬ «НЕТ»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • осознание различий, существующих между людьми; принятие их такими, какие они есть;
  • тренировка навыков отстаивания своих интересов, умения говорить «нет», нон-конформизм.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ:

ЗАВИСИМОСТЬ - состояние периодической или хронической  интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества. Зависимость характеризуется высокой толерантностью от вещества, влечением продолжать употребление вещества и возникновением проблем, обусловленных злоупотреблением этим веществом.

ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ - неспособность воспринимать реальность как все люди, субъективное переживание собственной нормальности через ощущения.

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ -  зависимость тканей организма, наличие толерантности и абстинентного синдрома.

АБСТИНЕНЦИЯ -  болезненные ощущения в организме, вызванные отсутствием в нем вещества, вызывающего зависимость, ломка.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ИМЯ»

    Каждый член группы по кругу произносит свое имя три раза с разной интонацией. Группа повторяет имя 3 раза, выдерживая интонацию представляющегося.

 

УПРАЖНЕНИЕ «МЫ ПОХОЖИ»

   Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречному по 2 фразы, начинающиеся  со слов:        

 - ты похож на меня тем, что…

  - я отличаюсь от тебя тем, что…

    Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и трудно сделать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы в сущности похожи и в тоже время разные, но мы имеем  право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.

 

УПРАЖНЕНИЕ «Запретный плод»

    В центр комнаты помещается коробочка, в которой лежит какой-либо предмет. Участникам предлагается следующая инструкция: «Представьте себе, что в  этой коробочке лежит предмет, на который смотреть запрещено. Однажды случилось так, что вы оказались одни в комнате, и вам очень хочется посмотреть, что там, но в тоже время вы помните о том, что это запрещено. Каковы будут ваши действия в этой ситуации?» Далее участники по очереди выполняют упражнение. В итоге идет обсуждение того, как легко было выполнять это упражнение, как вели себя участники, что было трудно, а что легко.

     ЦЕЛЬ: осознать свое поведение в ситуации запрета.

 

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ОТКАЗ»

Преимущества отказа от                              Недостатки отказа от

приема алкоголя в группе                            приема алкоголя в группе

сверстников                                                   сверстников

                                           варианты

сохранить здоровье                                       «белая ворона»

быть сильным                                                потерять прежних друзей

избежать неприятностей                               насмешки

с законом и т.д.

    После сбора мнений проводиться обсуждение. Упражнение призвано создать основу для способности делать осознанный выбор.

 

УПРАЖНЕНИЕ «ТОСТЫ».

     Дается задание участникам составить  список аргументов в пользу выпивки (тосты), 10 вариантов. Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен вежливо отказаться, найдя контраргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7минутони меняются ролями. Во время общего обсуждения выделяются те  варианты отказа,, которые были наиболее эффективными, кроме того, участники делятся своими чувствами, возникшими в той или иной роли.

 

УПРАЖНЕНИЕ «РОЛЕВАЯ ИГРА».

А. Две подружки.

     Двое желающих принимают на себя роли подружек,, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной – уговорить другую выпить с ней спиртное, используя всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают обратную связь той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции и те, что были неубедительны.

  Б. Сходная ситуация, но уговаривающей стороной должен быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними взаимная симпатия. Остальное аналогично.

 

РЕФЛЕКСИЯ ДНЯ.

ЗАВЕРШЕНИЕ ДНЯ «ПУТАНИЦА».

    Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем тесный круг, потянем руки к середине круга. По моей команде одновременно возьмемся за руки и сделаем так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом  с вами».

 Потом предлагается распутаться, не разнимая рук. Упражнение завершается одним из 3-х вариантов:

Все участники окажутся в одном кругу.

В результате окажется 2 или больше независимых круга.

Образуются круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке.