Психологическое занятие №2 

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «В мире эмоций»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 «В мире эмоций»

Цель: понять корни своих эмоциональных и поведенческих проблем, научится понимать свои эмоции и как они влияют на поведение.

Задачи: - узнать больше о том, что такое эмоции;

               - подискутировать на тему «Как наши эмоции влияют на наше поведение»;

               - понять разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями.    

 

Упражнение «Эмоциональная диагностика»

 Цель: диагностика состояния членов группы

Ход упражнения: Мы знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение, закройте глаза, почувствуйте свои цвета, какого цвета сейчас ваша голова, тело, руки , ноги, запомните эти цвета. Сейчас я раздам вам нарисованных человечков и набор карандашей, а вы раскрасите этого человечка, в соответствии с теми цветами, которые вы почувствовали в себе.

 Обсуждение: как поменялось настроение в процессе выполнения упражнения? Что повлияло на ваше настроение? Как сейчас вы себя чувствуете?

Упражнение «Молекулы»

Цель: раскрепощение участников.  

Ход упражнения: Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать). 

 

Обсуждение: Как вы себя чувствуете? Все ли соединились с теми, с кем хотели? Как ваше настроение теперь?

Упражнение «Называем чувства»

Цель: обогащение словаря эмоций у участников.

Ход упражнения:  давайте посмотрим, кто может назвать больше слов, обозначающих разные чувства. По очереди называйте слова и записывайте их на лист ватмана.

Обсуждение: Какое из названных чувств тебе нравится больше других? Какое, по-твоему, самое неприятное чувство? Какое из названных чувств знакомо тебе лучше (хуже) всего?

Дискуссия «Как наши эмоции влияют на наше поведение»

Цель: обучение участников анализировать реальные ситуации

1.              Как вы думаете, что такое эмоции?

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

2.              Как вы понимаете выражение: «Мы вовсе не рождаемся с готовыми, вполне определенными мыслями, эмоциями и стилем поведения; равно как и наше окружение, непосредственно не заставляет нас чувствовать или действовать определенным образом»

3.              Были ли такие ситуации в вашей жизни, когда вы не могли управлять своими эмоциями, когда эмоции захватывали вас целиком? приведите примеры.

4.              Как можно было бы повести себя по другому в ситуации, когда захватывают эмоции.

5.              Способны ли мы преобразовывать свои самые устоявшиеся мысли, чувства, действия.

Да потому, что, в отличие от собак, обезьян и тараканов, мы — люди. И как таковые имеем врожденную способность (и можем самостоятельно ее развить) — которой не обладают другие живые существа — способность размышлять о своих мыслях. Все мы философы от рождения и к тому же можем философствовать о своей собственной философии, рассуждать по поводу своих рассуждений.

 

6.              Были ли у вас ситуации, когда вы сохраняли в равновесии свои эмоции, поделимся друг с другом таким опытом.

7.              Какие выводы можно сделать, из наших рассказанных историй?

Упражнение «Эмоции»

Цель: данное упражнение продемонстрирует разницу между уместными и неуместными отрицательными эмоциями, возникающими тогда, когда человек раздумывает, как ему не повезло в прошлом, или непосредственно переживает неприятности.

 

Ход упражнения:

Различие между уместными беспокойством, осторожностью и бдительностью и неуместными тревогой, нервозностью и паникой.

Вообразите себе самое плохое, что может произойти с вами в будущем, — например, потерю хорошей работы, получение травмы в автомобильной катастрофе или утрату любимого человека. Представьте себе как можно живее, что такое событие может вскоре произойти — причем с большой вероятностью. Что вы чувствуете? Что вы говорите себе при этом?

Если вы испытываете уместное беспокойство, то говорите себе примерно следующее: «Конечно, я не хочу, чтобы это со мной случилось, но если уж такое произойдет, я постараюсь с этим справиться». «Если мой друг заболеет или умрет, это будет очень печально. Но я все-таки буду продолжать жить и, возможно, не все последующие годы проведу в тоске и печали». «Если я потеряю зрение, мне будет очень тяжело, но ведь другие радости жизни останутся при мне, не так ли?»

Обратите внимание на то, что все эти мысли констатируют факт утраты и печали, но в то же время добавляют некоторое «но», которое оставляет возможность не только жить дальше, но и радоваться жизни.

Если вы переживаете неуместную тревогу, нервозность или панику, поищите в словах, которые вы говорите самому себе, такие обороты, как «должен», «необходимо», «не могу этого пережить», «невыносимо», «я виноват во всем» и прочие проявления самоуничижения и обобщения. Например: «Если я потеряю работу — а такого со мной никак не должно случиться, — мне уже никогда не получить такой хорошей работы — ведь это покажет, насколько я некомпетентный работник!», или: «Мне нужна гарантия того, что мои родители  ни в коем случае не умрут, потому что, если они умрут, я не вынесу одиночества и останусь несчастной на всю жизнь», или: «Я не должен потерять зрение — если такое со мной случится, это будет ужасно, это будет страшно, я уже никогда не смогу радоваться жизни»

Обратите внимание на то, что все вышеупомянутые высказывания, по сути, являются лишь предсказаниями безоговорочных и нескончаемых страданий, — после них появляется ощущение, что нет ни единого шанса выйти из замкнутого круга.

А теперь представьте себе, что страшное событие уже свершилось: вы поссорились с родителями, ситуация что ваш друг с вами нечестно поступил. Скажите, что вы чувствуете? Лишь печаль и сожаление? Или к этому примешивается неуместная депрессия и гнев?

Если вы испытываете чувство подавленности, поищите в своих мыслях слова «должен», «обязан». Например: «Я должен быть всегда прав перед родителями.  «мой друг не имеет право меня критиковать! Я не могу постоянно сносить подобные придирки!».

Если ваш гнев не знает границ, поищите проявления должномании. «Мой лучший друг не должен так со мной поступать! Он просто дрянь!»; «Я должен жить в лучших условиях. Как несправедлива и отвратительна жизнь!». В момент переживания сильных отрицательных, эмоций — неважно, с реальными неприятными событиями они связаны или только с предвкушением иных, — обратите внимание на то, откуда произрастают эти чувства. Естественным образом из ваших желаний и устремлений? Или они являются следствием вами же изобретенных требований, приказов, долга и заповедей? Если так, то ваше беспокойство или настороженность грозят перерасти в тревогу и панику. Почувствуйте разницу!

Обсуждение: Ощутили ли вы разницу между уместными или неуместными мыслями и чувствами? Что вы поняли исходя из этого упражнения? Что дало вам это упражнение? Откуда произрастают ваши чувства - из ваших желаний и устремлений или требований жизни? Что нужно развивать в себе на будущее?

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Какие выводы вы сделали для себя?

- Чему научились?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец: Спасибо вам большое, что пришли на наше групповое занятие, надеюсь, сегодняшнее занятие  не пройдет бесследно в вашей жизни, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До завтра! Похлопаем друг другу!