Психологическое занятие №9
на эмоциональную саморегуляцию
в 8-9 классах
на тему: «Уверенность поведения»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
п. Усть-Нера, 2016 г.
Цель: развитие уверенности в себе у подростков.
Задачи: - различение проявлений уверенности, неуверенности и агрессивности;
- отработать навыки уверенного поведения.
Упражнение «Цветные ладони»
Цель: приветствие участниками друг друга, раскрепощение участников.
Ход упражнения: участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами.
Вариантыпсигналов:
Красная ладонь — надо пожать руку.
Синяя ладонь — погладить по плечу партнера.
Желтая ладонь — поздороваться «спинками».
Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.
Обсуждение: Как у вас с настроением? Какие эмоции и чувства вы испытывали в ходе упражнения?
Упражнение «Копилка»
Цель: научится понимать речь уверенного и неуверенного человека.
Ход упражнения: участникам предлагаются две "копилки" (два столбика), куда следует записать слова уверенного и неуверенного человека. После составления таблицы, каждый участник вслух читает ответы и мы обсуждаем каждый вариант.
Обсуждение: Трудно ли было составлять таблицу? Что сложнее было писать уверенные ответы или неуверенные?
Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»
Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях
Ход занятия: каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация, проигрывать он может сам. А может попросить помощь проиграть ситуацию своего товарища. Ситуации следующие:
- Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
- Разговор с родителями, которые подозревают вас в чем-то.
- Учитель высказывает свое мнение о вашей успеваемости.
- Ваш друг отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.
- Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
- Лучший друг с вами нечестно поступил.
- У вас плохое настроение, а родители пытаются узнать почему.
- В столовой кто – то пытается пролезть в не очереди.
- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
- Вас оскорбила гардеробщица.
- Продавец продал вам не тот товар.
- Если близкий и уважаемый родственник раздражает вас своим поведением.
- уважаемый учитель высказал точку зрения, которую вы считаю неверной.
- Если кто-то сплетничает о вас, и вы это слышите.
- вы видите своего лучшего друга (лучшую подругу) со своей(им) возлюбленной (возлюбленным).
Обсуждение: Что вам удавалось с трудом, что с легкостью? Когда говорили агрессивные ответы, что вы чувствовали? Какие выводы можно сделать из этого упражнения?
Упражнение «Уверенно – неуверенно»
Цель: наглядно оценить поведение "уверенного" и "неуверенного" человека.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается выполнить какое-то действие сначала уверенно, затем неуверенно.
- подойти и спросить: "Как тебя зовут?"
- спросить: " Как поживаешь?"
- спросить: " Как твои дела?"
- улыбнуться
- сказать, что я не могу сейчас ни чем тебе помочь!
Обсуждение: Вы заметили, как менялась интонация, ритм, в разных ситуациях? Что было труднее всего? Легко ли вы сможете определить теперь ответ уверенного или неуверенного в себе человека?
Упражнение «Репетиция поведения»
Цель: отработать навыки уверенного поведения у подростков
Ход упражнения: Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ситуацию на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т.п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить за “успех дела, за друзей”, в то время когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте ему сконструировать ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным. Теперь проиграйте ситуацию. Вначале выскажите партнеру свои просьбы, критику, претензии и т.п., затем выслушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкцию ситуации, “сделав” свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с ним ролями.
Обсуждение: Что у вас получилось? Какие сложности возникали в процессе выполнения упражнения? Давайте обсудим те ситуации которые вы проигрывали?
Рефлексия:
- Что удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга?
- Чему научились?
- Что нужно развивать на будущее?
Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.
Организационный конец:
Сегодня мы приобрели навыки уверенного поведения, все активно работали, никто не сидел в стороне. Похлопаем друг другу! До завтра!