Психологическое занятие №9

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «Уверенность поведения»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

     Цель: развитие уверенности в себе у подростков.

    Задачи:    - различение  проявлений уверенности, неуверенности и агрессивности;

                       -   отработать навыки уверенного поведения.

Упражнение «Цветные ладони»

Цель: приветствие участниками друг друга, раскрепощение участников.

Ход  упражнения:  участники группы хаотично передвигаются по классу. Ведущий держит три «ладони» (синюю, красную, желтую), вырезанные из цветного картона. Ведущий поднимает «ладонь» определенного цвета вверх. Каждый должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. 
    Вариантыпсигналов
Красная ладонь — надо пожать руку.

Синяя ладонь — погладить по плечу партнера.

Желтая ладонь — поздороваться «спинками».

 Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры.

Обсуждение: Как  у вас с настроением? Какие эмоции и чувства вы испытывали в ходе упражнения?

Упражнение «Копилка»

Цель: научится понимать речь уверенного и неуверенного человека.

Ход упражнения: участникам предлагаются две "копилки" (два столбика), куда следует записать слова уверенного и неуверенного человека. После составления таблицы,  каждый участник вслух читает  ответы и мы обсуждаем каждый вариант.

Обсуждение: Трудно ли было составлять таблицу? Что сложнее было писать уверенные ответы или неуверенные?

          Упражнение «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы»

Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях

Ход занятия: каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация, проигрывать он может сам. А может попросить помощь проиграть ситуацию своего товарища.  Ситуации  следующие:

- Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

- Разговор с родителями, которые подозревают вас в чем-то.

- Учитель высказывает свое мнение о вашей успеваемости.

- Ваш друг отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

- Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.

- Лучший друг с вами нечестно поступил.

- У вас плохое настроение, а родители пытаются узнать почему.

- В столовой кто – то пытается пролезть в не очереди.

- Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

- Вас оскорбила гардеробщица.

- Продавец продал вам не тот товар.

- Если близкий и уважаемый родственник раздражает вас своим поведением.

- уважаемый учитель высказал  точку зрения, которую вы считаю неверной.

- Если кто-то сплетничает  о вас, и вы это слышите.

- вы видите своего лучшего друга (лучшую подругу) со своей(им) возлюбленной (возлюбленным).

Обсуждение: Что вам удавалось с трудом, что с легкостью? Когда говорили агрессивные ответы, что вы чувствовали? Какие выводы можно сделать из этого упражнения?

Упражнение «Уверенно – неуверенно»

Цель: наглядно оценить поведение "уверенного" и "неуверенного" человека.

 

Ход упражнения: Каждому участнику предлагается выполнить какое-то действие сначала уверенно, затем неуверенно.

- подойти и спросить: "Как тебя зовут?"

- спросить: " Как поживаешь?"

- спросить: " Как твои дела?"

- улыбнуться

- сказать, что я не могу сейчас ни чем тебе помочь!

Обсуждение: Вы заметили, как менялась интонация, ритм, в разных ситуациях? Что было труднее всего? Легко ли вы сможете определить теперь ответ уверенного или неуверенного в себе человека?

 

Упражнение «Репетиция поведения»

Цель: отработать навыки уверенного поведения у подростков

Ход упражнения: Представьте себе ситуацию, в которой вы играете активную роль. Кратко запишите ситуацию на листе бумаги. Ситуация должна включать в себя просьбы и отказы, критику и реакцию на нее и т.п. Примером может послужить ситуация приглашения выпить за “успех дела, за друзей”, в то время когда вам не хочется (или нельзя) пить спиртное. Выберите себе партнера по разыгрыванию ситуации. Объясните ему сценарий, его роль и попробуйте ему сконструировать ситуацию в таком виде, который считаете оптимальным. Теперь проиграйте ситуацию. Вначале выскажите партнеру свои просьбы, критику, претензии и т.п., затем выслушайте его. Получите обратную связь с группой. Постарайтесь после этого улучшить конструкцию ситуации, “сделав” свое поведение более правильным. Поменяйте партнера или поменяйтесь с ним ролями.

Обсуждение: Что у вас получилось? Какие сложности возникали в процессе выполнения упражнения? Давайте обсудим те ситуации которые вы проигрывали?

Рефлексия:

- Что удалось (не удалось) достичь в ходе тренинга?

- Чему научились?

- Что нужно развивать на будущее?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец:

Сегодня мы приобрели навыки уверенного поведения, все активно работали, никто не сидел в стороне. Похлопаем друг другу! До завтра!