Выступление

на родительском собрании

 в 5-х классах

 

на тему: «Трудности адаптации пятиклассников к школе»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
как если бы от этого зависела Ваша жизнь.
Л. Кьюби

Задачи: познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

 

Форма проведения: круглый стол.

 

Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе.
Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

 

II. Информация для родителей

Какими должны быть пятиклассники?

 

Пятиклассники должны:
- уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
- уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;
  - стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
 - уметь дружить, иметь постоянного друга, обшаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
- уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
- уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

 

III. Обсуждение вопроса
«Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

1. Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства — стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются — тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины медленной адаптации и 5 классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять. .
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3.  Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
 Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.


       2. Нужно обратить внимание на следующие моменты:
-  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой,  увеличение физической и умственной нагрузки; 
-   быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
-  изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

 

IV. Рекомендации для родителей :

- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
- Обязательное введение и рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.
- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности.
- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 

V. Обсуждение вопроса
«Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».

 

VI. Рекомендации для родителей :
 - Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное  принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
 - Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
— Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
— Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
— Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование постижений ребенка.
— Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 

VII. Подведение итогов

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационною периода. Родителям необходимо: объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.