Психологическое занятие №10 

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

   Цель: определение подростками  жизненных перспектив на будущее

   Задачи: - рефлексия своего будущего;

              - определение перспективных жизненных и профессиональных целей;

              - психологическое завершение занятия.

 

Упражнение «Ритуалы приветствия»

 

Цель: приветствие участниками друг друга, создание благоприятной атмосферы в группе.

 

Ход упражнения: Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

Стоя в кругу, один из участников начинает «круг знакомств»: выходит на середину, приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.

Каждый раз участник должен приветствовать своего товарища новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.

Варианты приветствия:

§     легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

§     объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

§     легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

§     рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

§     легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

§     поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

§     простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

§     мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

§     потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

 

Обсуждение: Какие чувства вы испытывали, выполняя это упражнение? Чье приветствие вам больше всего запомнилось?

Упражнение «Я в будущем»

Цель:  рефлексия своего будущего.

Ход упражнения: Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Обсуждение: Почему именно этот образ вы выбрали? Какие ощущения вызывают у вас ваши рисунки и рисунки своих товарищей?

 

Упражнение «Мои жизненные и профессиональные планы»

 

Цель: определение перспективных жизненных и профессиональных целей; анализ и осмысление своих жизненных и профессиональных перспектив. 

 

Ход упражнения: Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмыслить над тем, что он ожидает от своей жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.

 

Упражнение «Что? Кто? Как? Где? Когда?»

  Цель: составление «жизненной программы» на ближайший период времени.

 

 Ход упражнения:

1) Предлагаю каждому участнику составить для себя список желае­мых результатов в будущем и расположить в порядке убыва­ния значимости или ценности каждого.

2) Далее выбрать из составленного списка первоочередное желание и составить программу его достижения на основе сле­дующих правил планирования результата:

— сформулировать результат в позитивном ключе («что у меня будет», «что я хочу иметь», «как я буду чувствовать» и т.д.);

— планировать только то, что каждый участник может сделать сам и с собой;

— результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувст­вах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.;

— представить себе: где, когда и с кем будет нужен этот результат (мыслен­ное проигрывание ситуаций, в которых участник сможет пользоваться произо­шедшими изменениями);

— продумать последствия достижения желаемого результата — «что будет, если это будет?» (результат должен сберечь и сохранить все  то лучшее, что было раньше).

 

Обсуждение:  Как вы думаете, реально будет осуществить задуманное вами? Что было сложным, при выполнении? Соблюдали ли все правила планирования результата?

Получение обратной связи по всем дням занятий

         Вопросы для получения обратной связи:

1.Что сегодня для вас было самым важным, новым, существенным?

2.Что больше всего  запомнилось?

3.Что нового вы узнали о себе и о других участниках?

4.Какой опыт приобрели на наших занятиях?

5.Что изменили в себе?

6.Помогли ли наши занятия изменить свои мысли, эмоции к определенным ситуациям?

Упражнение «Браво»

Цель: психологическое завершение занятия.  

Ход упражнения:  Мы все бывали в театре, на концерте, в цирке и видели, как публика рукоплещет артистам в конце представления. Каждому из нас иногда хочется оказаться на сцене и заслужить бурные аплодисменты. Я считаю, что каждый из нас иногда заслуживает аплодисментов. Давайте поставим стул в центре класса. Плотно окружите его со всех сторон. Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?
    Если подростки неохотно хлопают, нужно стимулировать их хлопать изо всех сил. Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на стуле участнику, они будут хлопать еще сильнее.