Практическое занятие 

с родителями школы

 

на тему: «Совершенствование взаимоотношений с ребенком»

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

          Цели занятия:

 

  • создать условия для совместного взаимодействия  родителя и ребенка;
  • способствовать сближению позиций и взглядов детей и родителей;
  • побудить участников к совершенствованию своих взаимоотношений в семье.

 

1. Ритуал приветствия:

Цели:

  • создать благоприятный психологический климат в группе;
  • способствовать вербализации своих чувств и мыслей.

 

Каждый участник произносит пожелание группе, начиная со слов: «Хочу пожелать группе…»

 

2. Упражнение «Командир».

Цели:

  • способствовать совместному взаимодействию родителя и ребенка;
  • создать условия для принятия ответственности за результат совместной деятельности;
  • оценить эффективность взаимодействия;
  • предоставить возможность оценить собственный ресурс, сравнивая себя с окружающими.

 

Процедура проведения:

Взаимодействие происходит в паре родитель – ребенок. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного. Затем пары сходятся для поединка. Поединок – это состязание двух пар участников между собой, двое надвое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику правую руку. Задача подчиненного – шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных ударов. Руки могут двигаться только в плоскости. Убирать руку нельзя. Это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх – вниз, вправо – влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того, чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремится  предугадывать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Бей!» и т.д.

По окончании упражнения уместно поинтересоваться, кому из участников комфортнее, легче было в роли командира, а кому – в роли исполнителя.

 

3. Упражнение «Декларация прав».

 

Цели:

  • способствовать конструктивному диалогу детей и родителей;
  • создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих;
  • способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.

 

Процедура проведения:

 

Психолог делит группу на две половины: дети и родители.

Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.

Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.

По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.

 

4. Упражнение «Что нас объединяет».

Цели:

  • создать условия для эмоционального сближения детей и родителей;
  • способствовать  совместному взаимодействию при решении поставленной задачи.

 

Процедура проведения:

Работа осуществляется в парах ребенок – родитель.

Во время работы необходимо определиться с 10 признаками, которые объединяют членов каждой пары. Затем пары делятся информацией с группой.

 

5. Процедура заключения договора между родителем и ребенком.

Ведущий предлагает участникам заключить договор между собой, в котором бы оговаривались взаимные обязательства в отношении друг друга, и условия дальнейшего взаимодействия.

 

6. Упражнение «Обратная связь».

Участники группы пишут друг другу слова поддержки, свои впечатления о  взаимодействии с тем или иным человеком, пожелания и т.д. Затем вручают записки адресатам.

 

7. Рефлексия тренинга:

С группой обсуждаются следующие вопросы:

- Что больше всего запомнилось, понравилось во время работы?

- Какие вопросы были, на ваш взгляд, наиболее актуальными и

   интересными?

- Чему научились в процессе занятий?

- Оценить эффективность тренинга в целом.

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?