Практическое занятие
с родителями школы
на тему: «Совершенствование взаимоотношений с ребенком»
МБОУ «Усть-Нерская гимназия»
педагога-психолога
Паскал Виктории Викторовны
Цели занятия:
- создать условия для совместного взаимодействия родителя и ребенка;
- способствовать сближению позиций и взглядов детей и родителей;
- побудить участников к совершенствованию своих взаимоотношений в семье.
1. Ритуал приветствия:
Цели:
- создать благоприятный психологический климат в группе;
- способствовать вербализации своих чувств и мыслей.
Каждый участник произносит пожелание группе, начиная со слов: «Хочу пожелать группе…»
2. Упражнение «Командир».
Цели:
- способствовать совместному взаимодействию родителя и ребенка;
- создать условия для принятия ответственности за результат совместной деятельности;
- оценить эффективность взаимодействия;
- предоставить возможность оценить собственный ресурс, сравнивая себя с окружающими.
Процедура проведения:
Взаимодействие происходит в паре родитель – ребенок. В парах договариваются об очередности исполнения ролей командира и подчиненного. Затем пары сходятся для поединка. Поединок – это состязание двух пар участников между собой, двое надвое. Непосредственно состязаются подчиненные. Командиры руководят ими. Подчиненные сидят или стоят друг перед другом с закрытыми глазами. Расстояние между ними не должно быть больше метра. Каждый из них вытягивает вперед, навстречу сопернику правую руку. Задача подчиненного – шлепнуть своей ладонью по протянутой к нему руке соперника как можно большее количество раз, а самому увернуться от встречных ударов. Руки могут двигаться только в плоскости. Убирать руку нельзя. Это засчитывается как поражение. Можно перемещать ладонь вверх – вниз, вправо – влево, кругами, по диагонали, зигзагами. Командиры стоят позади своих подчиненных и руководят движениями их ладоней. Для того, чтобы оперативное руководство было эффективным, командиры вынуждены быстро реагировать на изменение обстановки, стремится предугадывать намерения соперника, учитывать скорость выполнения команд как в своей, так и в противоположной паре. Команды поэтому звучат коротко: «Вверх!», «Вниз!», «Крути рукой быстрее!», «Бей!» и т.д.
По окончании упражнения уместно поинтересоваться, кому из участников комфортнее, легче было в роли командира, а кому – в роли исполнителя.
3. Упражнение «Декларация прав».
Цели:
- способствовать конструктивному диалогу детей и родителей;
- создать условия для сравнения позиций и взглядов «отцов» и детей на свои права и права окружающих;
- способствовать сближению позиций и выработке совместного решения о правах обеих сторон.
Процедура проведения:
Психолог делит группу на две половины: дети и родители.
Задача каждой группы заключается в составлении списка своих прав. После того, как каждая группа составит свой список, родители и дети начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем, каждое право можно внести в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении.
Ведущий регулирует дискуссию и записывает принятые обеими сторонами права на видном месте.
По окончании дискуссии участники делятся своими впечатлениями и подводят итоги.
4. Упражнение «Что нас объединяет».
Цели:
- создать условия для эмоционального сближения детей и родителей;
- способствовать совместному взаимодействию при решении поставленной задачи.
Процедура проведения:
Работа осуществляется в парах ребенок – родитель.
Во время работы необходимо определиться с 10 признаками, которые объединяют членов каждой пары. Затем пары делятся информацией с группой.
5. Процедура заключения договора между родителем и ребенком.
Ведущий предлагает участникам заключить договор между собой, в котором бы оговаривались взаимные обязательства в отношении друг друга, и условия дальнейшего взаимодействия.
6. Упражнение «Обратная связь».
Участники группы пишут друг другу слова поддержки, свои впечатления о взаимодействии с тем или иным человеком, пожелания и т.д. Затем вручают записки адресатам.
7. Рефлексия тренинга:
С группой обсуждаются следующие вопросы:
- Что больше всего запомнилось, понравилось во время работы?
- Какие вопросы были, на ваш взгляд, наиболее актуальными и
интересными?
- Чему научились в процессе занятий?
- Оценить эффективность тренинга в целом.
- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?