Психологическое занятие №3

на эмоциональную саморегуляцию

 в 8-9 классах

 

на тему: «Наши мысли и эмоции»

 

 

МБОУ «Усть-Нерская гимназия»

 

педагога-психолога

Паскал Виктории Викторовны

 

 

 

п. Усть-Нера, 2016 г.

 

    Цель: научится распознавать мысли, чувства, эмоции в любых жизненных ситуациях.

    Задачи: - научится определять, что является чувством, что мыслью, а что событием;

                       - научится самостоятельно  разбирать свою жизненную ситуацию, проблему на эмоции, чувства.

Упражнение «Приветствие на сегодняшний день»

 

Цель: создание доверительной атмосферы, раскрепощение участников.

Ход упражнения: начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Обсуждение: Сложно ли было говорить комплимент своему товарищу? Что вы чувствовали, когда вам говорили комплимент и когда вы говорили комплимент?

Упражнение 2

Цель: научится определять, что является чувством, что мыслью, а что событием.

Ход упражнения: Каждому участнику будут розданы листочки на которых написана жизненная ситуация. В приводимых ниже примерах необходимо определить, что является чувством, что мыслью, а что событием. Непрерывной чертой выделите события, пунктиром — чувства, а мысли обведите.

«Я действительно нервничаю. У меня завтра собеседование. Боюсь, что они меня не возьмут. Там будут более квалифицированные кандидаты. Максим сказал, что нужно хорошо выглядеть. Я буду в своем лучшем выходном костюме, тогда как работники фирмы в своей обычной одежде. Это будет выглядеть по-дурацки. Это ужасно. Черт, я опять раскис. Как мне все это надоело».

Правильные ответы.

События подчеркнуты, мысли выделены курсивом, чувства оставлены без изменений.

«Я действительно нервничаю. У меня завтра собеседование. Боюсь, что они меня не возьмут. Там будут более квалифицированные кандидаты. Максим сказал, что нужно хорошо выглядеть. Я буду в своем лучшем выходном костюме, тогда как работники фирмы в своей обычной одежде. Это будет выгладеть по-дурацки. Это ужасно. Черт, я опять раскис. Как мне все это надоело».

Обсуждение:

•     Фраза «Я боюсь, что они меня не возьмут» является мыслью, оформленной как чувство. Ее значением является: я думаю, что они меня не возьмут (и возможно: это будет катастрофа). Следствием этой мысли может быть чувство тревоги.

•     Фраза «Там будут более квалифицированные кандидаты» выглядит как событие, но в действительности это мысль, так как этого пока никто не может наблюдать.

•     Фраза «Черт, я опять раскис» тоже выглядит как событие. Однако это зависит от того, какой смысл конкретный человек вкладывает в слово «раскис». Кто-то другой на его месте может подумать совсем иное. Другими словами, это является мыслью.

- Что было всего труднее распознать? Что далось с легкостью?

Упражнение 3

Цель: разделить события, мысли и чувства в предложенных ситуациях.

Ход упражнения: Прочитайте текст и заполните таблицу, которую я сейчас вам раздам. Разберите следующие ситуации, используя форму для анализа мыслей. Ситуации:

«Я так счастлив. Собеседование прошло успешно. Они закончили задавать вопросы спустя 10 минут. Мне не пришлось их долго убеждать в своих способностях. Я уверен, что они меня возьмут».

 «Я чувствую, что сыт по горло. Из двадцати человек, приглашенных на мой день рождения, пришло только восемь. Они считают меня занудой».

Каждый ответ участников мы разберем, для этого вам нужно будет так же представить аргументы, почему вы именно так думаете.

                                                     Таблица1

Событие

 

Чувство

 

Мысли

 

Правильные ответы

Событие

Собеседование закончилось спустя 10 минут.

Чувство

Счастье.

Мысли

Собеседование прошло успешно. Мне не пришлось их долго убеждать в своих способностях. Я уверен, что они меня возьмут.

Событие

Из двадцати человек, приглашенных на мой день рождения, пришли только восемь.

Чувство

Печаль.

Мысли

Они считают меня занудой.

Обсуждение: Что у вас получилось, что нет?

Упражнение 4

Цель: самостоятельно  разобрать свою жизненную ситуацию на эмоции, чувства, события.

Ход упражнения: Вспомните ситуацию из вашего прошлого опыта и самостоятельно различите в ней событие, чувства и мысли.

                                                                  Таблица 2

Событие

 

Чувство

 

Мысли

 

Обсуждение: Возникли какие-либо сложности в процессе выполнения упражнения? Что было самым легким?

Упражнение 5

Цель: проанализировать свои жизненные ситуации, в которых испытывали переживания.

Ход упражнения: возьмите для разбора ситуации, в которых вы испытывали определенные переживания. Вы должны проанализировать не менее 10 ситуаций.

Заполните таблицу, подробно описывая событие и свои мысли. При заполнении отметьте в баллах интенсивность переживаемого чувства и в процентах — правдоподобность мыслей.

                                                                   Таблица 3

Дата

 

Событие

 

Чувство

 

Мысли

 

Проверьте правильность заполнения формы по следующим пунктам:

1.    Произошедшее событие — это что-то конкретное и объективное или мысль о событии, мнение, идея или чувство? Оно воспринято так же объективно, как объективом видеокамеры?

2.    Относится ли это чувство к базовым чувствам, таким, как печаль, вина, стыд, гнев, раздражение, тревога или напряжение? Может ли это быть замаскированная под чувство мысль, например, «Я чувствую, что не нравлюсь ему»?

3.    Выявляются мысли-утверждения или мысли-вопросы? Выражены ли они в утвердительной форме?

4.    Выражают ли мысли чувства, соответствуют ли интенсивности чувств? Если нет, должны присутствовать неосознаваемые мысли, которые соответствуют интенсивности переживания.

Обсуждение: Возникали трудности при выполнении упражнения?

Упражнение 6

Цель: закрепить навыки узнавания мыслей, чувств, событий в жизненных ситуациях, а так же изменять иррациональные мысли на рациональные.

Ход упражнения: возьмите для разбора ситуации, в которых вы испытывали определенные переживания. По каждой мысли необходимо задать 8 вопросов, прежде чем вы определите ее правдоподобность:

1.    Если я взгляну на весь собственный опыт вплоть до сегодняшнего дня, то будет ли эта мысль объективной?

2.    По моим наблюдениям, как другие чувствовали себя в подобных ситуациях?

3.    Могу ли я увидеть что-нибудь по телевизору, прочитать в книге или журнале, услышать по радио или от других людей, что способствовало бы доказательству правдивости моей мысли?

4.    Может ли что-нибудь доказать неправильность моего суждения?

5.     Могут ли другие люди (можете вспомнить кого-то конкретно) думать так же, как и я?

6.    Если это касается осуждения других людей: «Буду ли я думать по-прежнему, если ситуация примет другой оборот!»

7.    Если кто-то другой думает так же и я желаю уменьшить его тревогу, какие бы конкретные факты мог я противопоставить его мыслям?

8.    Могу ли я к той же самой ситуации подойти с другими мыслями, которые по возможности будут менее тревожными? Если да, то почему этого нет в действительности? (Эти мысли будете записывать в графе НОВЫЕ МЫСЛИ.)

Ответив на все эти вопросы, запишите подробно все в таблицу 4

                                                                                       Таблица 4

Дата

 

Событие

 

Чувство

 

Мысли

 

Изменение

мыслей

 

Новые мысли

 

 

Обсуждение: Какие сложности возникли в ходе работы?

Рефлексия:

- Что нового узнали на этом занятии?

- Будете ли вы пользоваться этими знаниями в жизни?

- Произошли какие либо изменения в вашем понимании проблемы?

Ритуал прощания: встать в круг. Положить друг другу руки на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга и попрощаться.

Организационный конец: Спасибо вам большое, что пришли на наше групповое занятие, надеюсь, сегодняшнее занятие  не пройдет бесследно в вашей жизни, над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До завтра! Похлопаем друг другу!